140 километров в час — такой скоростью
предлагают ограничить движение железнодорожного транспорта
эксперты, готовящие для правительства поправки в стратегию
социально-экономического развития страны до 2020 года. Таким
образом, поезда «Сапсан» — самое современное детище «РЖД» — должны
быть сняты с нынешних маршрутов и смогут использоваться только на
новых колеях, специально построенных для высокоскоростного
транспорта (свыше 250 километров в час). Вот только проблема: таких
железных дорог в нашей стране пока что нет. Причина попадания
чудо-поезда в немилость заключается в том, что он мешает
нормальному железнодорожному товарообороту. Например, в результате
прекращения грузовых перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом по
главному ходу Октябрьской железной дороги объездной путь увеличился
на 450 километров, или на 70 процентов. Эксперты Института проблем
естественных монополий предлагают строить высокоскоростные
магистрали только между пунктами с высоким прогнозным
пассажиропотоком. «Я поддерживаю идею авторов доклада.
Действительно, для высокоскоростного транспорта целесообразнее
выделить отдельную железнодорожную магистраль, а текущую оставить
грузовщикам и менее скоростным пассажирским поездам. Отмена прямого
железнодорожного грузосообщения Москва — Санкт-Петербург привела к
тому, что грузоперевозчики стали использовать автомобильную трассу
между этими городами, чем сильно ухудшили ситуацию на дороге», —
говорит Андрей Рожков, старший аналитик ИФК
«Метрополь».
По его оценкам, строительство одного
километра высокоскоростных путей стоит от 30 до 200 миллионов
долларов в зависимости от рельефа. Получается, что с
учетом равнинной местности, преобладающей между двумя столицами,
для прокладки 660 километров путей необходимо 30—40 миллиардов
долларов. Только «РЖД» с таким объемом инвестиций не справиться,
хотя проект строительства уже есть на бумаге и официально
оценивается в 1,2 триллиона рублей. Однако пока непонятно, кто
будет заниматься его финансированием, по крайней мере на частных
инвесторов в текущих условиях вряд ли стоит рассчитывать. А ведь
это проект только между двумя главными городами страны. Возьмем,
например, популярный железнодорожный маршрут Москва — Сочи длиной
порядка 1700 километров. По самым грубым прикидкам в этом случае
новая трасса обошлась бы в 170 миллиардов долларов! Дешевле
самолеты гонять. В общем, впору вводить номинацию Нобелевской
премии за решение проблемы главных российских бед.
http://www.itogi.ru/chto/2011/51/172883.html