Государство вложит в туризм 44,5 млрд
руб.
Александра Петрачкова, Надежда Иваницкая
Правительство не без споров одобрило создание
семи туристических зон. В некоторые регионы деньги пришли бы и без
госинвестиций и льгот, признаются будущие резиденты турзон. А в
других все придется построить с нуля, и будет ли из зон толк —
неизвестно. Изначально чиновники собирались отобрать
2-4 особые туристические зоны, чтобы, по словам министра
экономразвития Германа Грефа, “отработать механизм”. После
заседания конкурсной комиссии в конце октября больше всех баллов
набрали семь регионов: Алтайский край, Республика Алтай, Бурятия,
Иркутская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также
Калининградская область (заявок было 28). Минэкономразвития
собиралось отсеять часть заявок на втором этапе или объединить
заявки соседних регионов в кластеры. Но на решающем заседании в
декабре комиссия одобрила все заявки. Чиновники и эксперты сочли,
что все они “логичные”, хотя расходы на 2007 г. (в бюджете
заложено 1,1 млрд руб.), по оценке зампреда комитета по
экономполитике Госдумы Юрия Барзыкина, придется увеличивать минимум
втрое. В 2007 г. строительство еще не начнется, а будут только
проведены исследования и просчитаны “детальные проекты”. Игра стоит
свеч, сказал вчера на заседании правительства Греф. До 2026 г.
федеральный бюджет потратит на турзоны 44,5 млрд руб., бизнес
вложит в них больше 270 млрд руб., а налоговые поступления
достигнут почти 260 млрд руб. Поток туристов на эти территории
вырастет с 3 млн до 9,7 млн человек. А вклад туризма в
ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом
мультипликативного эффекта — до 9%. Коллег Грефа такие
перспективы не вдохновили. Министр промышленности и энергетики
Виктор Христенко заявил, что генеральная схема размещения объектов
электроэнергетики до 2020 г., которая скоро будет принята, уже
“абсолютно перенапряжена и любые появляющиеся крупные системные
вещи могут повлиять на всю топологию”. Министр транспорта Игорь
Левитин забеспокоился, что не успеет включить реконструкцию
аэропортов и строительство дорог к турзонам в транспортную
федеральную целевую программу. А глава МЧС Сергей Шойгу указал, что
не продуманы вопросы безопасности туристов. Но больше всего
нареканий турзоны вызвали у министра финансов Алексея Кудрина.
Главный прирост туристов дадут регионы, в которые государство
вложит меньше всего денег, отметил он (см. таблицу). Некоторые зоны
можно сейчас не одобрять, а быстро создать через три года, сказал
Кудрин. И вообще “в условиях жесткого недофинансирования
инфраструктуры главных федеральных артерий страны” государство не
должно заниматься освоением “абсолютно пустых участков”, считает
Кудрин. Но правительство в итоге одобрило создание всех семи
турзон. Пропорции между инвестициями в турзоны государства и
бизнеса действительно очень разные. В Алтайском крае федеральный
бюджет вложит в 2,2 раза больше денег, чем компании. В
Республике Алтай бизнес потратит только в 1,4 раза больше
государства. А в Ставрополье госденег нужно всего 2,5 млрд
руб. против 49 млрд руб. от инвесторов, в Краснодаре они тоже
вложат в 10 раз больше. У остальных соотношение примерно 1:4.
Объем привлеченных денег на каждый государственный рубль —
только один из показателей, отмечает ректор Академии народного
хозяйства и председатель комиссии по отбору турзон Владимир Мау.
Оценивалась разработанность проекта. Разница в госинвестициях
объясняется уровнем развития инфраструктуры в регионах, говорит
Барзыкин. В Ставрополье и Краснодаре туризм бы и без государства
развивался, признает он, но темпы были бы гораздо ниже. Деньги в
бюджете есть, а льготы, которые компаниям предоставляются,
незначительные, считает он. Резиденты турзон получат 4%-ную льготу
по налогу на прибыль, смогут переносить убытки на будущий год и на
пять лет будут освобождены от уплаты налогов на землю и имущество.
Барзыкин категорически не согласен с подходом Кудрина: “Зачем нам
вкладывать в то, что и так развивается, а для Республики Алтай или
Бурятии это единственный шанс”. Ставрополье, где одним из
резидентов турзоны собирается стать “Ренова-Стройгруп”, и до турзон
было интересно как развивающийся регион, привлекающий туристов,
говорит представитель компании Евгений Красиков. “Выход в
Ставропольский край и Калининградскую область интересен для нас
независимо от госинвестиций”, — полагает и вице-президент
компании Heliopark Group Дмитрий Степаненко. Любые деньги, которые
государство выделяет в поддержку бизнеса, — это хорошо, уверен
вице-президент компании “Интурист” Олег Дьяченко. “Интурист”
планирует строительство спа-отеля в Республике Алтай и нескольких
санаторно-горнолыжных комплексов в Алтайском крае. Но, по его
мнению, гораздо полезнее было бы не создавать особые зоны, а
принять закон о льготах для всей туристической инфраструктуры, как
в Египте. А ИФК “Метрополь” уже купила два участка в
бурятской турзоне и собирается построить там
гостинично-развлекательные центры, рассказал гендиректор Михаил
Слипенчук. По его мнению, близость республики к Байкалу, Монголии и
Китаю делает ее привлекательной для туристов, но без госинвестиций
ничего не будет: “В некоторых районах нет электричества, нет
сотовой связи, дорога, которая соединяет Улан-Удэ и Байкал,
напоминает лесовозную трассу”.