Ксения Дементьева
Сбербанк намерен предлагать кредитные и
депозитные продукты по телефону. Новый канал продвижения розничных
продуктов госбанку понадобился для реализации целей по наращиванию
кредитного портфеля, сохранению доли на рынке вкладов и увеличению
дохода с одного клиента. По оценкам участников рынка, эффективность
продаж банковских продуктов по телефону составляет 20-30%. Такая
практика давно используется банками за рубежом и становится все
более популярной в России, отмечают эксперты.
Сбербанк объявил о проведении открытого конкурса
по выбору внешнего контакт-центра, предоставляющего услуги по
продвижению продуктов банка по телефону. "Конкурс организован для
выбора компании, которая будет проводить обзвон клиентов и
предлагать им наши кредитные и депозитные продукты и знакомить
клиента с их основными условиями",-- говорит руководитель
розничного блока Сбербанка Дмитрий Давыдов. При этом, по словам
господина Давыдова, будет проводиться обзвон как действующих, так и
новых клиентов. Одним из требований к участникам конкурса является
возможность обработки не менее 15 тыс. звонков в день. Согласно
условиям, размещенным на сайте банка, итоги конкурса будут
подведены 8 апреля, а приступить к работе компании--победители
конкурса должны 1 мая. Всего Сбербанк по итогам конкурса планирует
отобрать не более трех компаний. "Мы уже проводили подобные акции и
сейчас запускаем этот проект на федеральном уровне,-- добавляет
господин Давыдов.-- Практика показывает, что телемаркетинг очень
эффективен. В рамках предложения кредита "Доверительный" мы
совмещали обзвон одновременно с рассылкой 6 млн писем нашим
клиентам, и результаты оказались очень хорошими".
Телемаркетинг -- эффективный способ продвижения
розничных банковских продуктов, утверждают участники рынка. По
словам заместителя руководителя блока "Розничный бизнес"
Альфа-банка Ильи Зибарева, предлагаемый по телефону продукт
приобретают 20-30% от "базы обзвона". "На Западе такой способ
продаж очень распространен, и иностранные банки уже давно применяют
его в России,-- говорит начальник розничных продаж Промсвязьбанка
Егор Шкерин.-- Сейчас все больше российских игроков перенимают
западный опыт, используя телемаркетинг как дополнительный способ
коммуникаций с клиентами". В то же время для телемаркетинга лучше
привлекать сторонние компании, как делает в данном случае Сбербанк,
так как они ориентированы на активные продажи и знают их технику,
добавляет Илья Зибарев. Зачастую услуги сторонних компаний
эффективнее и дешевле, чем содержание собственного контакт-центра,
добавляет он.
В Сбербанке сообщили, что новый канал продаж
запускается в рамках стратегии развития банка до 2014 года. Этот
документ, в частности, предполагает вдвое увеличить доход,
получаемый с одного клиента банка. Как заявлял в конце прошлого
года член правления Сбербанка Денис Бугров, Сбербанк продает в
среднем 1,7 кредитного продукта одному клиенту, а намерен увеличить
этот показатель до трех. Для этого в ноябре прошлого года Сбербанк
уже запустил массовую рассылку предложений своих кредитных
продуктов по почте. "Кроме того, перед банком стоит
задача переломить негативную тенденцию по сокращению розничного
портфеля и сохранению доли на рыке вкладов на уровне 50%",--
отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. За 2009 год розничный кредитный портфель банка
сократился почти на 90 млрд руб., до 1,17 трлн руб., а доля на
рынке вкладов несколько раз в течение года опускалась ниже
50%.
По мнению экспертов, продажи по телефону будут
способствовать укреплению позиций Сбербанка на розничном рынке.
Если исходить из того, что в день банк планирует совершать по 15
тыс. звонков, то даже при невысокой эффективности в 10% можно
рассчитывать на 1,5 тыс. новых клиентов в день, подсчитывает
гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. "Это достаточно
много даже в масштабах Сбербанка",-- добавляет эксперт. По словам
руководителя потребкредитования Ситибанка Михаила Бернера, наиболее
эффективно продавать по телефону кредитные продукты, а в отношении
депозитных продуктов эффект меньше. "В случае со Сбербанком, думаю,
в первую очередь будут предлагаться кредитные карты, которые в
массовом порядке банк запустил лишь недавно",-- считает Михаил
Матовников. Напомним, что до конца 2010 года Сбербанк планирует
продать не менее 1 млн кредитных карт. "Тем не менее, для того
чтобы увидеть реальный результат от телемаркетинга, необходимо
время, чтобы специалисты стороннего контакт-центра разобрались с
продуктами банка и научились правильно их предлагать,-- отмечает
Михаил Бернер.-- На это может уйти шесть-девять месяцев".