Игорь Наумов
Настоящее и будущее московских аэропортов обсуждалось вчера на
совещании, на котором председательствовал премьер Владимир Путин.
Перед Минтрансом и авиаперевозчиками была поставлена задача в
короткие сроки завершить формирование по-настоящему
конкурентоспособного на европейском рынке авиаузла. Удовлетворение
этих амбиций потребует привлечения многомиллиардных инвестиций –
как государственных, так и частных.
Разговор о проблемах столичного авиаузла состоялся в аэропорту
«Шереметьево», новые терминалы которого предварительно показали
Владимиру Путину. Увиденное, судя по реакции, произвело на премьера
благоприятное впечатление. Даже не верилось, что в канун новогодних
праздников в «Шереметьево» и в «Домодедово» мог случиться
транспортный коллапс. Только пассажиры, вылетавшие из «Внуково»,
тогда счастливо избежали задержек и отмены рейсов, ночных бдений у
стоек регистрации и справочных бюро. А в конце января в
«Домодедово» произошел теракт, вновь обнаживший серьезные упущения
в организации безопасности всех российских аэропортов.
Все эти факты стали предметом обсуждения на вчерашнем совещании.
Участники говорили в равной степени о проблемах всех трех
московских аэропортов. В обсуждении участвовали мэр Москвы Сергей
Собянин, губернатор Подмосковья Борис Громов, вице-премьер Сергей
Иванов, глава Минтранса Игорь Левитин, главы МВД и МЧС Рашид
Нургалиев и Сергей Шойгу, министр обороны Анатолий Сердюков.
Интерес западного бизнеса может ограничиться нефтегазовым
сектором России
Премьер призвал чиновников и авиаперевозчиков заняться оптимизацией
инфраструктуры московских аэропортов. Во главу угла нужно поставить
заботу о повышении комфортности и безопасности их работы, чтобы
пассажирам было удобно не только летать, но и добираться в
аэропорты любыми видами транспорта. Все это, по мнению Путина,
должно преследовать одну цель – формирование конкурентоспособного
на европейском рынке московского авиаузла. Отдельные звенья этой
цепи премьер проверил лично, отправившись сразу после совещания в
столицу на комфортабельном электропоезде-аэроэкспрессе.
Необходимость коренного улучшения работы московского авиаузла
назрела давно. По итогам 2010 года пассажирские авиаперевозки в
России выросли на 23,6%. При этом свыше половины нагрузок пришлось
на аэропорты Москвы, обслужившие 51,1 млн. авиапассажиров. Эксперты
отмечают, что за последнее десятилетие перевозки пассажиров
аэропортами московского авиаузла выросли втрое, а количество
взлетно-посадочных операций вдвое, вплотную приблизившись к
предельным значениям пропускной способности аэропортов.
При этом до 2020 года прогнозируется существенный рост объема
перевозок в московском авиаузле – до 86 млн. пассажиров в год, что
требует реализации комплекса неотложных мер по развитию аэропортов.
Под этим подразумевается реализация комплекса мероприятий по их
реконструкции, оптимизация воздушного пространства московской
воздушной зоны и модернизация технических средств управления
воздушным движением. Такая реконструкция позволит обслуживать до
100 млн. пассажиров в год. С учетом таких перспектив В.В.Путин
считает необходимым превратить Москву в главную воздушную гавань
России. По его мнению, проблемы надо решать не только в небе,
расширяя воздушные коридоры, путем снятия запретов и ограничений
действующих сегодня по линии Минобороны, но и на земле – строя
новые и реконструируя существующие автодороги, задействуя потенциал
РЖД.
На совещании Путин объявил, что принято решение об объединении
аэропортов «Внуково» и «Шереметьево», контрольные пакеты акций
которых находятся в госсобственности. Москва заплатит за это 50
млрд. руб., которые будут компенсированы федеральным бюджетом.
Премьер заверил, что у государства нет планов бесконечно долго
«сидеть в активах» этих аэропортов, поэтому в будущем госпакеты
акций будут проданы.
Чтобы выйти на европейские стандарты работы, московскому
авиаузлу требуются колоссальные инвестиции. Львиную долю вложений
придется оплатить госбюджету. Например, затраты на строительство и
реконструкцию двух взлетно-посадочных полос в аэропорту
«Домодедово», находящихся в федеральной собственности, составляют
около 40 млрд. руб. А в соответствии с распоряжением Росавиации,
стоимость комплексной реконструкции и развития всех объектов
федеральной собственности «Домодедово» оценивается в 80,5 млрд.
руб. В то же время реконструкция «Внуково» рассчитана на период до
2015 года, общий объем инвестиций должен составить около 45 млрд.
руб. И это без учета инвестиций в развитие автодорожной сети,
связывающей московские аэропорты с городом и между собой.
Эксперты уверены, что часть расходов, необходимых для
реализации проектов по развитию московского авиаузла, могут взять
на себя частные инвесторы. «Этот сектор интересен для частных
акционеров, поскольку в московском регионе отмечается стабильно
растущий пассажиропоток. Потребность в коммерческих инвестициях
может составлять от 1,5 до 3 млрд. долл. с учетом перспектив
дальнейшего увеличения пассажиропотока и необходимости перестройки
и модернизации существующих аэропортовых мощностей», – считает
старший аналитик компании «Метрополь» Андрей
Рожков.