Кремль использует экспортный проект Gunvor в
спорах с Белоруссией
Андрей Жуков, Санкт-Петербург
В последнее время высокопоставленные столичные
чиновники стали частыми гостями в Усть-Луге. Компания Gunvor строит
в приморском поселке нефтепродуктовый терминал, и его скорый запуск
может оказаться как нельзя кстати. Ведь длившаяся почти целый месяц
нефтяная война между Россией и Белоруссией заставила Москву
вспомнить об обходных маршрутах экспорта нефтепродуктов.
Белоруссия, еще до вхождения в Таможенный союз с
Россией, не раз требовала от Москвы эксклюзивных отношений. Теперь
следует ожидать упредительных действий со стороны России, чтобы
умерить пыл соседей по союзу при согласовании таможенных платежей.
Для демонстрации независимости в порту Усть-Луга в ускоренном
порядке готовится к запуску нефтепродуктовый терминал.
В компании «Усть-Луга», являющейся заказчиком —
застройщиком порта, рассказали, что в январе порт посетили
несколько высокопоставленных федеральных чиновников, в частности
начальник управления организации таможенного контроля ФТС Дмитрий
Некрасов и замминистра транспорта Виктор Олерский. Они проверяли
степень готовности нового объекта. Один из экспертов рынка знает,
что они приезжали поторопить с запуском терминала.
Участники рынка говорят, что его открытие усилит
позиции Москвы на случай нового обострения споров с Белоруссией.
Сейчас в России практически нет собственных возможностей для
экспорта мазута. Как правило, он отправляется на терминалы в
Прибалтику, в частности в Литву, в том числе транзитом по железной
дороге через Белоруссию. Терминал в Усть-Луге будет первым мазутным
в стране, и сейчас на фоне проблем с Белоруссией очень важно
показать, что он готов к работе, говорит один из участников
рынка.
Изначально терминал планировалось запустить еще
в конце 2009 года. Однако уложиться в срок строители объекта тогда
не успели, ввод был перенесен на 2010 год. В Gunvor вчера сообщили
РБК daily, что терминал может начать функционировать в первой
половине 2010 года, в настоящее время на объекте продолжаются
строительные работы. Однако по косвенным данным пуск может
произойти уже в ближайшее время.
«Со стороны моря к запуску терминала все
готово», — сообщил РБК daily представитель морской администрации
порта Усть-Луга. По его информации, сейчас работы ведутся на
причалах. Подготовка к пуску ведется и на других фронтах.
Отраслевое агентство «Портньюс» на днях передало, что 14 февраля на
заседании межведомственной комиссии по обустройству пунктов
пропуска через госграницу в порту Усть-Луга планируется рассмотреть
вопрос об открытии пункта пропуска на терминале «Роснефтьбункер»
(структура, связанная с Gunvor). При этом первая отгрузка с
терминала на танкер «Совкомфлота» может состояться уже 1 марта. В
«Совкомфлоте» получить подтверждение этой информации вчера не
удалось.
Проект терминала предусматривает прием грузов из
железнодорожных вагонов, промежуточное хранение и погрузку в
танкеры. Максимальный грузооборот комплекса составит 30 млн т
мазута и светлых нефтепродуктов в год.
С открытием нового терминала у
российских руководителей появится неплохой повод напомнить соседям о серьезности намерений по строительству
БТС-2. Тем более что новый маршрут транспортировки нефтепродуктов
может быть экономичнее. «Транспортные издержки при отправке топлива
через Усть-Лугу могут быть ниже, чем при его транспортировке
другими маршрутами, в частности, через Белоруссию в направлении
прибалтийских портов, — отмечает аналитик «Метрополя» Алексей
Кокин. — Другое дело, что концентрация сырьевых потоков на Финском
заливе дает дополнительные риски».
Нефтеналивные проекты в Усть-Луге как раз
начались с одного из первых конфликтов между двумя странами.
«Конфликт с Белоруссией очень позитивно повлиял на перспективы
реализации проекта БТС-2, который должен прийти на смену
нефтепроводу «Дружба» и снизить политические риски для российских
поставок. Конечным пунктом нефтепровода БТС-2, берущего начало в
Унече Брянской области, как раз и является Усть-Луга», — напоминает
Александр Еремин из «Финама».