Алексей Белоусов
Сервисы самостоятельной регистрации на авиарейсы
пока не получили в России широкого применения. Ситуация изменится
только в том случае, если аэропорты и авиакомпании научатся
извлекать из этого выгоду.
Cогласно исследованию IATA (Международной
ассоциации воздушного транспорта), в 2010 году пассажиры
самостоятельно, минуя традиционные стойки, регистрировались на
каждый второй авиарейс по всему миру. К 2013-му таких рейсов будет
до 70%, а к 2020-му — около 100%. Многие зарубежные авиакомпании
уже начали активно двигаться к этим показателям, причем за счет не
столько развития качественных сервисов, сколько весьма жесткого
принуждения пассажиров ими пользоваться. Из собственного опыта:
скандинавская Norwegian в крупных аэропортах отменила традиционные
стойки регистрации, итальянская Volotea и венгерская Wizzair
повсеместно сделали их платными (это, безусловно, малая часть
примеров). На этом фоне самостоятельная регистрация в России
находится на зачаточном уровне. Почему?
Сам себе агент
Сервисы дистанционной регистрации делятся на три
типа. Первый — через сайт авиакомпании. Обычно он используется,
если поездка начинается из дома или офиса, где есть возможность
распечатать посадочный талон. Второй тип — с помощью мобильного
телефона. Сервис может быть реализован как в качестве приложения
(например, у S7 есть программа для IPhone, Трансаэро — для IPhone и
Android), так и через браузер. В аэропорту придется найти
специальную стойку, приложить к ней штрихкод на экране телефона и
получить обычный талон. Третий — киоски самостоятельной регистрации
(по управлению похожи на терминалы моментальных платежей). Польза
для пассажиров во всех случаях одинакова — возможность избежать
очередей.
Все три вида сервисов запустили всего четыре
российские авиакомпании: Аэрофлот, Трансаэро, S7 и «Уральские
авиалинии». Пассажиры ЮТэйра могут зарегистрироваться через
интернет и на стойках в аэропортах, у «Оренбургских авиалиний»,
«России», ВИМ-Авиа и NordStar есть только интернет-регистрация. На
перечисленные девять авиакомпаний приходится порядка 70%
пассажиропотока российской гражданской авиации (данные по итогам
2011 года). Это позволяет говорить о том, что ключевые перевозчики
заинтересованы в развитии таких сервисов.
Тем не менее они далеки от идеала. Первый
недостаток — неравномерное развитие сервисов. По статистике IATA,
спросом у пассажиров пользуются все типы регистраций: 40% в 2010
году было совершено через интернет, столько же — с помощью киосков,
20% — через мобильный телефон. Пять из девяти авиакомпаний,
развивающих саморегистрацию, не имеют полного набора. Второй
недостаток — ограниченная география использования. Авиакомпания
может летать из трех-четырех десятков городов, при этом
саморегистрация будет доступна только в нескольких из них (см.
таблицу).
Оптимизм окончательно развеивается при анализе
доли регистраций, совершаемых самостоятельно. Показателен пример
крупнейшего регионального аэропорта — екатеринбургского Кольцово.
Самостоятельно регистрируются здесь примерно 5% пассажиров, хотя
семь из девяти авиакомпаний, которые мы рассматриваем,
предоставляют такую возможность (к ним же можно отнести и некоторых
иностранных перевозчиков). Не радует и статистика авиакомпаний.
Например, в ВИМ-Авиа говорят о доле менее 5%, в «Уральских
авиалиниях» — около 2%. Как уточнили в пресс-службе последней
компании, за пять месяцев 2012 года она перевезла миллион
пассажиров, из них самостоятельно зарегистрировались около 20
тысяч: 11,5 тыс. человек — через сайт, 7,5 — через киоски
саморегистрации, 1 тысяча — с помощью мобильного приложения.
На этом фоне может выделиться тройка крупнейших
по количеству пассажиров перевозчиков (Аэрофлот, Трансаэро, S7),
являющихся одновременно и лидерами по развитию сервисов
дистанционной регистрации (они имеют максимальную географию
применения, включая даже иностранные аэропорты вылета). Доля
пассажиров, регистрирующихся самостоятельно на рейсы Аэрофлота,
составляет свыше 20% (цифры по другим компаниям узнать не удалось).
Но это все равно далеко от 50%, о которых еще год назад говорили в
IATA.
Кто крайний?
Низкий уровень использования дистанционной
регистрации в России объясняется рядом причин. На поверхности лежат
три. Первая — она развивается сравнительно недавно. По данным IATA,
первые сервисы у зарубежных перевозчиков появились в 1997 — 1998
годах. В России, по нашей оценке, примерно десять лет спустя.
Вторая причина — мы гораздо меньше летаем. Возможно, у пассажиров и
аэропортов еще не возникло острой необходимости оптимизации
процесса регистрации. По оценке ИФК «Метрополь»,
воздушным транспортом пользуется около 7% россиян, а коэффициент
авиационной подвижности населения крайне низок (0,4 перелета в год
на человека, для сравнения, в Чехии — 1,2, Германии — 2,
Великобритании — 3,1). Наличие этого фактора
подтверждает статистика загруженных московских аэропортов, на
которые приходится большая часть пассажиропотока. Например, доля
регистраций на рейсы S7 из Домодедово составляет почти 30%. Третья
причина — медленное освоение имеющихся сервисов пассажирами. «В
нашей стране еще не привыкли доверять электронике. Пассажиры
предпочитают общаться с живым человеком, который все покажет,
подскажет, а в случае какой-либо неудовлетворенности, с него сразу
можно будет спросить», — отмечают в пресс-службе ВИМ-Авиа.
Перечисленные факторы, безусловно, оказывают
определенное воздействие на развитие саморегистрации. Но, на наш
взгляд, основное препятствие гораздо глубже — это противоречие во
взаимоотношениях между аэропортами и авиакомпаниями. С ним давно
разобрались в развитых странах.
— В Европе сервисы дистанционной регистрации
появились значительно раньше. Это обусловлено не только большим
пассажиропотоком, но и отлаженной системой взаимодействия
аэропортов и авиакомпаний. Европейские аэропорты сами активно
продвигают сервисы саморегистрации, ведь в этом случае они экономят
собственные ресурсы, перекладывая часть затрат на плечи
авиакомпании. Но в то же время аэропорт снижает для нее ставки
сборов на обслуживание таких пассажиров. Получается, экономят все.
В России ситуация иная: во-первых, многие отечественные аэропорты
пока технически не готовы к введению сервисов саморегистрации,
во-вторых, не отлажен механизм снижения сборов. Авиакомпании платят
за них так же, как и за пассажиров, прошедших традиционную
регистрацию. На данный момент экономию на обслуживании пассажиров,
использующих дистанционную регистрацию, в России получают только
аэропорты, — пояснили в пресс-службе «Уральских авиалиний».
Аэропорты при этом выгоду саморегистрации для
себя признают. Как отмечают в пресс-службе Домодедово, сервисы
самостоятельной регистрации берут на себя часть нагрузки со
стационарных стоек check-in, сокращая тем самым очереди, ускоряя
процесс регистрации и оптимизируя пространство в зоне вылета. В
Кольцово соглашаются: «Для аэропорта это важно — увеличение объемов
пассажиров с саморегистрацией разгрузит пиковые часы, снизит
загруженность агентов».
Роль аэропортов заключается не только в гибких
тарифах. Сегодня пассажирам, зарегистрировавшимся самостоятельно,
зачастую приходится стоять в общей очереди, чтобы сдать багаж.
Причина — почти во всех аэропортах отсутствуют предназначенные для
этого стойки bag drop-off. Исключение — Москва. «Для
путешественников, пользующихся альтернативными сервисами
регистрации, в аэропорту Домодедово предусмотрены 24 специальные
стойки drop-off , на которых можно оперативно сдать багаж. В
постоянном режиме работают десять стоек, остальные включают по мере
необходимости и запросам авиакомпаний, когда увеличивается
пассажиропоток», — уточнили в пресс-службе Домодедово.
Получается замкнутый круг. Аэропорты не могут в
полной мере ощутить преимущества дистанционной регистрации из-за
малых объемов, авиакомпании — использовать все ее возможности. Да,
регистрация с помощью мобильного телефона или через интернет — это
отличный сервис, демонстрирующий клиентоориентированность
перевозчика. Но сомнительно, что его наличие может быть
определяющим при покупке билета.
Шансы есть
Ситуация может исправиться в двух случаях.
Первый — к этому всех участников подтолкнет растущий
пассажиропоток. В 2011 году авиакомпании перевезли 64 млн человек.
Согласно транспортной стратегии РФ, к 2020-му будет до 100
миллионов, а еще через десять лет — до 138 миллионов. Учитывая
состояние и темпы развития наземной инфраструктуры, это неизбежно
приведет к колоссальному увеличению нагрузки на нее. Второй путь —
авиакомпании и аэропорты заранее начнут к этому готовиться и найдут
общий язык. Учитывая профессионализм и активность менеджмента
многих из них, такой путь вполне реален.
Единичные подвижки в этом плане уже есть.
Например, Трансаэро регистрирует пассажиров экономического и
туристического классов, вылетающих из Домодедово в два десятка
городов (среди них Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Самара, Омск
и др.), только через киоски саморегистрации. Аэропортовый холдинг
«БазэлАэро» установил такие киоски в нескольких отелях Геленджика и
Сочи (они хорошо показали себя во время последнего этапа Кубка мира
по горнолыжному спорту). А в Кольцово сейчас рассматривается вопрос
об установке стоек саморегистрации багажа.
Пока сложно представить, что к 2020 году 100%
россиян будут приходить на посадку с самостоятельно полученным
талоном, так что прогнозы IATA мы подпортим. При этом постараться
соответствовать мировым трендам однозначно стоит.
http://expert.ru/ural/2012/26/samoobsluzhivanie-proletaet/