Как и предполагал "Ъ", правительство не
соглашается на предложенный ОАО РЖД рост тарифов на железнодорожные
грузоперевозки в 2012 году на 23%. На совещании у вице-премьера
Сергея Иванова в пятницу обсуждался компромиссный вариант -
увеличение тарифов на 11,7% с выделением ОАО РЖД 80 млрд руб.
субсидий. Но Минэкономики по-прежнему считает, что тарифы в 2012
году должны вырасти не более чем на 7,4%. Возникающие в результате
проблемы ОАО РЖД надеется решить в том числе с помощью частных
инвесторов.
В пятницу на совещании у вице-премьера Сергея
Иванова обсуждалась инвестпрограмма и финансовый план ОАО РЖД на
2012-2013 годы. Документы были представлены президиуму
правительства 1 декабря одновременно с финпланом и инвестпрограммой
2010 года. По 2010 году вопросов и разногласий не возникло, но
финплан 2012-2013 годов был фактически открытием дискуссии.
Монополия раскритиковала утвержденный ранее рост тарифов на
грузоперевозки в 2012 году на 7,4%, а в 2013 году - на 6,4% и
назвала экономически обоснованным их увеличение в 2012 году на 23%.
В противном случае, утверждали в ОАО РЖД, монополии потребуется 147
млрд руб. компенсации выпадающих доходов. При плановом росте на
7,4% ОАО РЖД ожидало убытка в 11,5 млрд руб., угрожая сокращением
ремонта путей и увольнением 42 тыс. человек. В 2013 году дефицит
доходов должен был превысить 176 млрд руб.
Дискуссия вокруг тарифов как раз и началась в
пятницу. Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, в
качестве компромиссного варианта предложен рост тарифов в 2012 году
на 11,7% с компенсацией 80 млрд руб. государством - например, через
размещение инфраструктурных облигаций. В 2009 году из-за
ограничения роста тарифов (на 8 вместо 14%) ОАО РЖД получило 50
млрд руб. субсидий, в 2010 году (на 9,2 вместо 12,1%) - 23 млрд
руб.
Источник "Ъ" в правительстве говорит, что на
совещании никаких решений принято не было. Собеседник "Ъ" отмечает,
что утвержденная индексация тарифов на 7,4% выше уровня инфляции, а
"двухзначного увеличения тарифов экономика не потянет". Он
уточняет, что индексация тарифов на 11,7% с субсидиями, по сути,
соответствует предлагаемым ранее 23% без дополнительных вливаний из
бюджета.
В Минэкономики также считают, что оснований для
пересмотра цифры 7,4% нет. Рассматривать вопрос по мерам
господдержки ОАО РЖД министерство считает целесообразным "после
завершения работы по структурированию инвестпрограммы монополии и
определению приоритетности в реализации проектов развития
инфраструктуры". "Кроме того, прорабатываются возможности
увеличения частных инвестиций в развитие инфраструктуры, выпуска
инфраструктурных облигаций, продажи непрофильных активов ОАО РЖД,
что также создает дополнительный источник для увеличения
инвестпрограммы компании в 2012-2013 годах",- поясняют в
министерстве.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь"
полагает, что "компромиссное" предложение по индексации тарифов на
11,7% в следующем году оправданно. "В нашей экономике давно не было
примеров увеличения тарифов больше чем на 15%,- поясняет аналитик.-
Рост на 23% может обернуться слишком негативными последствиями в
других отраслях и вызвать высокую инфляцию".
Гендиректор Независимой транспортной компании (входит в группу
НЛМК) Александр Сапронов говорит, что и 11,7% - это высокая цифра
роста тарифов на железнодорожные перевозки, которые обслуживают 80%
всех грузов страны (за исключением трубопроводного транспорта). По
мнению топ-менеджера, правительство в итоге согласится с
предложением Минэкономики и найдет способ выполнения инвестплана
ОАО РЖД "за счет внутренних ресурсов компании".