Александр Панченко
РЖД может поменять свои планы и
начать распродавать оставшиеся 50% акций "Трансконтейнера" уже в
этом году. Источники на рынке утверждают, что 19 апреля совет
директоров монополии будет рассматривать возможность продажи 25%
акций контейнерной компании. Однако если раньше об интересе к
активу заявляла только группа Fesco Сергея Генералова, то теперь
выкупить акции планирует и Globaltrans, ранее не работавшая в
сегменте контейнерных перевозок.
На предстоящем собрании совета директоров ОАО РЖД 19 апреля помимо
выбора формы продажи 75% акций Первой грузовой компании (см. "Ъ" от
8 апреля) может быть принято решение и о продаже принадлежащих
монополии акций "Трансконтейнера". Об этом вчера сообщил
председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев, слова
которого приводит агентство "Прайм-ТАСС". Источники "Ъ" в РЖД
рассказали, что пока вопрос о продаже акций "Трансконтейнера" не
внесен в повестку совета директоров, однако высокопоставленный
собеседник "Ъ" в РЖД считает, что 19 апреля он все же будет
рассмотрен: "Планируется оценить возможность продажи 25% минус
одной акции "Трансконтейнера"". Исходя из капитализации
"Трансконтейнера" на 11 апреля, стоимость этого пакета оценивается
в $375 млн.
Александр Елисеев в беседе с журналистами также
заявил, что Globaltrans ждет решения по этому вопросу, так как
компании интересен "и контроль, и блокирующий пакет
"Трансконтейнера"". При этом ранее Globaltrans и ее акционеры о
желании купить акции оператора не говорили, в отличие от
транспортной группы Fesco Сергея Генералова, которую на рынке
считали основным претендентом на актив. На то были причины: в ходе
состоявшегося в октябре 2010 года IPO "Трансконтейнера" Fesco
приобрела 12,5% акций оператора, после чего Сергей Генералов
неоднократно говорил о намерении "собрать в нем контрольный пакет".
Более того, Fesco и "Трансконтейнер" уже приступили к созданию
партнерских схем интермодальных контейнерных перевозок.
В Fesco от официальных комментариев отказались,
однако источник "Ъ", близкий к Сергею Генералову, утверждает, что
намерения Globaltrans в отношении "Трансконтейнера" стали для
топ-менеджмента группы сюрпризом. "В любом случае мы готовы
бороться за компанию, хотя четко определяем для себя тот объем
инвестиций, который мы готовы потратить для увеличения своей
доли",-- сказал он, не обнародовав, однако, зарезервированной на
эти цели суммы.
Ранее столь скорая продажа оставшихся у РЖД
акций контейнерного оператора не планировалась. В частности,
замминистра транспорта Андрей Недосеков после IPO "Трансконтейнера"
заявлял, что государство не планирует продавать оставшийся пакет
раньше 2012-2013 годов, полагая, что за счет этой сделки можно
будет покрыть дефицит инвестпрограммы РЖД на 2012 год, который
оценивается на уровне 100 млрд руб. В свою очередь, президент РЖД
Владимир Якунин в ноябре 2010 года говорил, что необходимость
дальнейшей продажи доли монополии в операторе должна исходить из
цены пакета. "Продавать задешево то, что через два года можно
продать очень дорого, необходимо только в крайнем случае",--
говорил он. Наступил ли такой крайний случай, "Ъ" в РЖД не смогли
пояснить.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь"
отмечает, что сейчас акции "Трансконтейнера" торгуются по
максимальному с момента размещения уровню котировок -- 11$ за GDR,
что на 37% выше цены размещения. "Возможно, поэтому в РЖД
задумались о продаже компании сейчас",-- говорит аналитик. Но
интерес Globaltrans к "Трансконтейнеру" он называет неожиданным,
так как компания всегда специализировалась на обслуживании
металлургических, угольных и нефтяных компаний, что предусматривало
перевозки в цистернах и полувагонах. "Не исключено, что в этих
сегментах менеджмент компании увидел тупик и решил переключиться на
другую сферу",-- считает Андрей Рожков. Глава
агентства Infranews Алексей Безбородов напоминает, что
аффилированная с акционерами Globaltrans группа Globalports владеет
контейнерными терминалами в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и
Финляндии. Однако наличие блокпакета в "Трансконтейнере" вряд ли
серьезно скажется на увеличении их грузооборота. Эксперт не
исключил, что Globaltrans может осуществить выкуп 25% акций
"Трансконтейнера" для дальнейшего обмена на входящую в Fesco
операторскую компанию "Трансгарант". В любом случае наличие двух
претендентов увеличит начальную стоимость пакета, если он будет
выставлен на аукцион, резюмирует Алексей Безбородов.