"ГАЗЕЛЬ" ОТПРАВЯТ РАБОТАТЬ В ТРОПИКИГОРЬКОВСКИЙ АВТОЗАВОД НАШЕЛ
НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА
Михаил Хмелев
ГАЗ предпримет вторую попытку начать массовую
продажу "Газелей" и "Соболей" за рубежом. После неудачи на
"хайвеях" США ГАЗ отправит свои машины в тропики. Среди
потенциальных покупателей - ЮАР, Ирак, Индия, Куба и Нигерия.
Основную ставку при прорыве на внешние рынки завод сделает на новую
модель грузовика "ГАЗ-3310" "Валдай". В 2005 году ГАЗ планирует
увеличить объемы экспорта автомобилей в полтора раза - до 70-80
тыс. автомобилей в год. На экспорт пойдет в основном традиционная
продукция автозавода - "Газели", "Соболи", а также легковые
"Волги". Однако глава пресс-службы ГАЗа Олег Гамов сообщил
"Известиям", что с 2005 года начнутся поставки на экспорт и новой
модели среднего грузовика "ГАЗ-3310" "Валдай", более
комфортабельного и современного преемника "Газели", оборудованного
гидроусилителем руля, АБС и дизельным двигателем. Его серийная
сборка начнется с 2005 года. Сейчас главными потребителями
продукции ГАЗа являются СНГ и развивающиеся страны, где автозавод
обыгрывает конкурентов за счет низких цен. В 2000 году "Газели"
попытались прорваться на рынок США, для чего было создано
совместное предприятие "Эст моторс". Сначала продукция ГАЗа из-за
своей дешевизны (около $10 тысяч) пользовалась популярностью в
Штатах. Однако вскоре начались проблемы с поставкой запчастей и
обслуживанием проданных автомобилей. Новая попытка ГАЗа увеличить
экспорт автомобилей не такая амбициозная. Завод планирует продавать
машины с дизельными двигателями, соответствующими требованиям
экологической безопасности Евро-3, в страны Восточной Европы -
Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Македонию, Болгарию. Подписан
контракт с Ираком, куда завод поставит около 5 тыс. автомобилей
"Волга" и примерно 3 тыс. "Газелей". Для экспорта в ЮАР автомобили
оснастят "правым рулем", в экспортной линейке появятся также
полноприводные "Газели" и машины в "тропическом" исполнении.
Отметим, что у ГАЗа на развивающихся рынках есть серьезные
конкуренты. Например, грузовики среднего класса индийской "Тата
Моторс", работающей в той же ценовой нише. Индийские "Тата" дороже
"Газелей" примерно на 30%. Пока же экспорт автомобилей Горьковского
автозавода растет - с 2002 года он увеличился почти в 3 раза. В то
же время не стоит переоценивать экспортные успехи ГАЗа. "Объемы экспортных поставок ГАЗа
остаются довольно средними, - считает Денис Нуштаев, аналитик ИФК
"Метрополь". - Для завода это по-прежнему небольшая статья доходов
- до сих пор экспорт составлял порядка 10% от общего объема продаж.
Доходность экспортных операций не слишком высокая, ведь надо
учитывать высокую долю транспортных, маркетинговых расходов, траты
на постпродажное обслуживание. Пока ГАЗ только завоевывает новых
потребителей и рынки".