Один из крупнейших игроков на рынке пива
обманул ожидания инвесторов и снова остался в убытке
Маргарита Парфененкова
В понедельник аналитики опубликовали оценку
результатов работы Efes Breweries International (EBI) в первом
квартале 2006 г. Напомним, что первые три месяца компания провела
неудовлетворительно: операционный убыток составил 3,2 млн долл.,
чистый – 5,5 млн долл. Объяснения этому факту руководство компании
пока не дает. Соответственно, выводы экспертов также неутешительны:
по их мнению, планы по росту выручки на 15-20%, о которых компания
заявляла в своих прогнозах на 2006 г., оказываются под сомнением.
Рынок немедленно отреагировал на информацию об ухудшении финансовых
показателей пивоваренной компании: цена на акции EBI тут же пошла
вниз с 33,5 до 32,75 долл. за акцию. По словам экспертов, если во
втором квартале компания не улучшит свои результаты, можно ожидать
еще большего падения котировок. Efes Breweries International (EBI)
– один из крупнейших мировых производителей пива. Российскому
подразделению – Moscow Efes Brewery – в России принадлежат пять
заводов в Москве, Уфе, Ростове, Казани и Новосибирске (в их числе
приобретенные в феврале этого года два завода компании «Красный
Восток») общей мощностью порядка 180 млн дал в год. Основные марки
компании – Warsteiner, Efes Pilsener, Zlatopramen, «Старый
мельник», «Сокол», «Белый медведь» плюс приобретенные вместе с
компанией «Красный Восток» «Солодов», «Красный Восток»,
«Жигулевское», «Ершистое». На конец первого квартала 2006 г. EBI
занимала четвертое место в России, контролируя 9% рынка по
физическому объему продаж (включая завод «Красный Восток»,
приобретенный в конце февраля 2006 г.). В минувшую пятницу EBI
обнародовала результаты за первый квартал 2006 г. Компания
продолжает оставаться убыточной. Валовая прибыль выросла на 9,3% по
сравнению с первым кварталом 2005 г. до 38,1 млн долл., а валовая
рентабельность увеличилась на 1,2 процентных пункта до 48,7%.
Выручка компании выросла на 6% – до 86,8 млн долл., EBITDA
увеличилась на 5% – до 7,8 млн долл. Общий объем продаж EBI
увеличился на 4% – до 16 млн дал (без учета показателей «Красного
Востока»). Однако расходы компании на дистрибуцию и маркетинг
возросли до 28,78 млн долл. (с 25,948 млн долл.). Общие и
административные затраты увеличились до 12,199 млн долл. (с 11,342
млн долл.). Как отмечают аналитики ИК «АТОН», повышение
коммерческих и административных затрат в целом возросло на 10,8% до
41,3 млн долл. Это и привело к тому, что чистый убыток составил 5,5
млн долл., операционный убыток – 3,2 млн долл. Аналитик ИК «АТОН»
Татьяна Капустина полагает, что в нынешних показателях обращает на
себя внимания умеренный рост выручки. «Такой рост выручки частично
оправдан – он связан с общим состоянием рынка, вызванным холодной
зимой, – говорит она. – Кроме того, на этот показатель влияет и
увеличение средней продажной цены на два с лишним процента. Однако
средняя цена на продукцию Efes стагнирует и растет медленнее
инфляции. Это означает, что общий продуктовый ряд снижается в
сторону экономичных брендов, а чем более экономичный бренд, тем
меньше он приносит прибыли. Компания уходит в разряд более дешевых
сортов, что еще более ярко выражено с приобретением «Красного
Востока». Кроме того, аналитики обращают внимание на существенный
рост расходов компании. «Мне непонятно, что происходит –
руководство не предоставило никаких объяснений, – отмечает Татьяна
Капустина. – Прежде руководство компании утверждало, что в течение
всего 2005 г. активно занималось реструктуризацей, и в 2006 г. она
непременно будет приносить плоды». По ее словам, руководство
компании прогнозировало, что расходы на дистрибуцию и продажи будут
под контролем благодаря инвестициям прошлого года. «Поэтому мы были
очень удивлены, увидев в результатах убыток и рост этих затрат на
11%. Наверное, частично этот рост можно объяснить покупкой
«Красного Востока», однако сделка была объявлена в конце февраля, и
как единая организация они еще не начали функционировать», –
добавляет г-жа Капустина. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил
Красноперов предположил в разговоре с RBC daily, что не совсем
правильно объяснять не очень успешные итоги первых месяцев 2006 г.
покупкой казанского предприятия. Во многом на показатели влияет и
общее состояние рынка. «Умеренные показатели наблюдаются не только
у Efes, но и у других участников рынка, – говорит он. – Рост рынка
существенно замедлился. Мы уже не видим тех 10% увеличения объемов
в год, как раньше. Сейчас рынок растет на 3% в год». Кроме того, по
его словам, произошла консолидация отрасли. Если раньше пятерка
крупнейших игроков с эффективным западным менеджментом
контролировала 60% рынка, то сегодня после покупки Efes «Красного
Востока» и приобретениями компании «Хайнекен» вся отрасль оказалась
поделена первой пятеркой, которая контролирует порядка 85%
российского рынка. «Сегодня компании конкурируют друг с другом, а
это означает повышенные траты на маркетинг и продвижение товара», –
поясняет г-н Красноперов. Эксперт Российской ассоциации
маркетинга Владислав Цветков согласен с тем, что скромные
показатели Efes вполне могут быть отражением состояния пивного
рынка. «Первый квартал для этого рынка – еще не самый пик, и вполне
возможно, что следующий квартал у них будет существенно лучше», –
сообщает он. Впрочем, Владислав Цветков признает, что дело не
только в рыночных факторах. «Можно предположить, что слабые
результаты компании связаны с ошибками в маркетинговой стратегии, –
продолжает он. – Однако говорить об этом можно в том случае, если и
дальше их финансовые результаты будут не очень оптимистичными».
Татьяна Капустина предполагает, что нынешнее положение дел в
компании вполне можно объяснить неэффективным управлением. Рынок
воспринял информацию о результатах компании как негативную новость.
«По нашим предыдущим прогнозам, получалось, что справедливая цена
для Efes чуть ниже текущих уровней. Сейчас цена должна упасть еще.
В понедельник цены на акции компании упали с 33, 5 до 32, 75 долл.
за акцию», – говорит Татьяна Капустина. Михаил Красноперов
считает, что вряд ли эта тенденция продлится. Рынок будет ждать
следующих отчетов. «Результаты первого квартала, скорее всего,
серьезно не отразятся на отношении инвесторов к акциям компании, –
считает он. – Показатели умеренно негативные, и инвесторы
учитывают, что и в предыдущем периоде Efes не показывал
обнадеживающих результатов». По мнению аналитиков, возможно,
показатели второго квартала будут более результативными, так как
уже будут учтены мощности объединенной компании, проявится эффект
синергии.