ФИНАМ.ру: Франция может сыграть решающую роль в налаживании диалога Европы и России
Милана Челпанова
Премьер-министр РФ Владимир Путин сегодня
отправился с двухдневным визитом во Францию. Там он проведет
совместно с главой французского правительства Франсуа Фийоном
четырнадцатое заседание российско-французской Комиссии по вопросам
двустороннего сотрудничества.
По итогам этого заседания будет подписан
меморандум о взаимопонимании, а также ряд двусторонних соглашений.
Особый интерес представляют соглашение "Газпрома" и французской
газовой компании Electricite de France (EDF) об участие последней в
строительстве газопровода "Южный поток" и договор Renault и
АВТОВАЗа.
Заместитель главы аппарата правительства Юрий
Ушаков назвал документ, который подпишут завтра АВТОВАЗ и Renault
"меморандумом о намерениях по основным условиям реструктуризации
российской компании". Но суть соглашения иная: передача технологий
французского концерна российскому предприятию. Конечно, Renault
захочет не просто передать свои технологии тольяттинскому
автомобильному гиганту, но и руководить их внедрением в
производство, полагают эксперты.
Однако вряд ли российское правительство
согласится передать все рычаги управление заводом французам. А
сегодняшнее заявление главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова о том,
что Renault может довести свою долю в АВТОВАЗе до 51% эксперты
считают только словами. "Правительство сохранит "золотую акцию" и
будет блокировать, в частности, решение о смене топ-менеджеров, -
полагает аналитик "Финам" Алексей Захаров. - Один из возможных
вариантов - переход Иж-Авто под контроль Тольятти, а АВТОВАЗ
передаст ижевский завод под контроль французов. Renault таким
образом получит хорошо оснащенное производство, а руководство
АВТОВАЗа получит гарантию того, что французы не будут вмешиваться в
дела предприятия".
Вместе с тем АВТОВАЗ даже со всеми его
недостатками представляет большой интерес для Renault. "Российский
рынок был активно развивающимся и по темпам роста обгонял
европейский и азиатские рынки, а тольяттинский автогигант - хорошая
платформа для выхода на российский рынок", - говорит об интересе
французского концерна к России аналитик ИФК "Метрополь" Андрей
Рожков. Renault, конечно, было в свое время непросто получить долю
в АВТОВАЗе, но кризис побудил российское правительство изменить
позицию, добавляет эксперт.
О том, что EDF станет партнером "Газпрома" в
реализации проекта строительства "Южного потока" было известно
давно. Однако соглашение об этом компании подписывают только
сейчас. "Газпром", привлекая к строительству трубы третьего
партнера (до этого в проекте участвовали российский монополист и
итальянская ENI), во-первых, экономит какую-то часть средств,
во-вторых, это упрощает компании доступ к конечному потребителю в
Европе. "Важно ведь не только довести газ до потребителя, но и
продать его, а EDF - компания с обширной газораспределительной
сетью. Таким образом, "Газпром" получает в лице французской
компании партнера в деле реализации газа", - говорит аналитик
"Альфа Банка" Ширвани Абдуллаев. EDF также не останется в накладе -
компания получит дополнительный газ для транспортировки и,
соответственно, увеличит объемы сбыта "голубого топлива". А это
очень важно - ведь по прогнозам спрос на газ в Европе будет только
расти.
"У России в ЕС есть "большая тройка" друзей -
Германия, Франция, Италия, - констатирует директор Международного
института политической экспертизы Евгений Минченко. - Если и
возможна столь вожделенная российским бизнесом сделка Россия-ЕС, то
именно благодаря позиции этих трех стран". Франция, действительно,
поддерживает Россию в диалоге с ЕС - достаточно вспомнить хотя бы
то, какую роль сыграл французский лидер в урегулировании ситуации
на Кавказе летом прошлого года. "Я считаю, что Нобелевскую премию
мира нужно было давать не Бараку Обаме, а Николя Саркози", -
полагает Минченко.
Вместе с тем многое будет зависеть и от
российской позиции, от желания РФ в диалоге с ЕС руководствоваться
принципами партнерства, а не силы. Пока у России это получается.
Взять хотя бы одни из самых крупных проектов России в Европе -
"Северный" и "Южный поток", осуществляя которые тому же Владимиру
Путину пришлось договариваться с большинством стран-членов ЕС.
Реализация последнего уже вошла в стадию технико-экономического
обоснования, строительство же "Северного потока" уже началось.