Новости
15  Июня  2005
Еженедельный журнал "Профиль"

 

С раскосыми и жадными 

 МИХАИЛ ИВАНОВ

 

 

Российские металлурги вскоре получат звонкую пощечину от китайских сталеваров. Захватив треть мирового производства стали и отказавшись от ее импорта, Китай лишит меткомпании России рынка сбыта аж в $3—3,5 млрд. Больше других пострадают «ЕвразХолдинг» и Магнитка. Еще недавно мировая металлургия молилась на Китай, который своим ненасытным спросом на сталь (в 2004 году КНР обеспечил 25% мирового потребления) поддерживал запредельные цены на прокат в среднем на уровне $500 за тонну. Теперь же, как заявил заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации чугуна и стали Ци Сяндун, Поднебесная будет выпускать «как минимум» 300 млн. тонн стали — вместо нынешних 270 млн. тонн. То есть из страны, импортирующей сталь, КНР превратится в чистого экспортера, выпускающего почти треть общемирового объема стальной продукции, который составляет 1 млрд. тонн стали в год. Как прогнозирует Международный институт чугуна и стали (IISI), по итогам 2005 года чистый экспорт стали из Китая составит 9 млн. тонн, а уже в 2006 году — до 30 млн. тонн. И проблема вовсе не в том, что на фоне китайских показателей российские металлурги со своими 64 млн. тонн продукции будут смотреться бледно. Началом бедствий станет избыток в 75—80 млн. тонн стали на мировом рынке  и падение цен уже в следующем году до $300—350 за тонну. И это еще не все. С превращением Китая в чистого экспортера россияне получат в его лице серьезного конкурента на рынках Азии. К тому же, по прогнозам «Метрополя», к 2006 году Китай сможет полностью отказаться от 7,5 млн. тонн стали, которые наши металлурги поставляют ему сегодня. Это треть российского стального экспорта, ставляющая, по экспертным оценкам, $3—3,5 млрд. Логично предположить, что первыми жертвами растущего стального экспорта Китая станут компании, которые работают в непосредственной близости от Поднебесной и привыкли рассматривать ее как устойчивый рынок сбыта. Это «ЕвразХолдинг» Александра Абрамова (который, по оценкам «Метрополя», около 40% своего экспорта отправляет на рынки Азии) и ММК Виктора Рашникова (по данным комбината, его экспорт в Китай не превышает 20%, тогда как, по оценкам аналитиков, он достигает 40%). По мнению экспертов, в первую очередь от роста китайской сталелитейной промышленности пострадает «Евраз», продающий странам Азии стальную продукцию с низкой добавленной стоимостью, например стальные полуфабрикаты и сортовой прокат. «Продукция низкого передела — именно то, что Китай перестанет импортировать по мере роста собственных сталелитейных мощностей. Если импорт стали в Китай и сохранится, то это будет продукция высоких переделов», — говорит аналитик «Метрополя» Денис Нуштаев. Как следует из инвестиционного меморандума люксембургской Evraz Group (владельца активов «Евраза»), на Китай приходится 4% экспорта холдинга. Однако при этом, по мнению Александра Агибалова из AG Asset Management, по мере увеличения китайского экспорта, «Евраз» будет потеснен на других традиционных азиатских рынках сбыта (в Тайване, Сингапуре, Малайзии и т.д.), куда сегодня уходит около 40% экспорта. Примечательно, что ухудшающаяся мировая конъюнктура уже успела подпортить «Евразу» трудовые будни. Прошедшее IPO компании на Лондонской фондовой бирже нельзя назвать суперуспешным: «Евраз» получил от размещения 8,3% своих акций $422 млн., хотя мог бы привлечь все $490 млн., если бы инвесторы покупали его ADR по максимально заявленной цене. Как говорили аналитики, настороженность инвесторов к «Евразу» во многом продиктована именно риском, что рынок черной металлургии просядет под влиянием КНР. Положение Магнитогорского комбината на первый взгляд несколько лучше, чем у «Евраза». Глава отдела конъюнктуры рынка ММК Виктор Обухов говорит, что комбинат уже давно не продает Китаю продукцию низкого передела и отгружает туда плоский прокат, спрос на который пока сохраняется. Однако при детальном рассмотрении проблемы всплывает главная беда ММК — сырьевая необеспеченность. В то время как в среднем по отрасли себестоимость производства российской стали ниже, чем во всем остальном мире (мы уступаем лишь Бразилии, где себестоимость производства равна $150 за тонну против российских $160), себестоимость производства Магнитки, как признаются на комбинате, даже выше, чем в Китае. Поэтому если ММК, как и «Евразу», придется бороться с КНР за азиатские рынки, продукция российской компании может оказаться неконкурентоспособной по цене. «Альтернатива азиатским рынкам, по сути, сегодня одна — рынок российский. Мы, как и ряд других комбинатов, сейчас стараемся переориентироваться на него и стараемся увеличивать поставки на 500 тыс. тонн стали ежегодно», — говорит Обухов. Таким образом, продолжает он, ММК сможет полностью отказаться от экспорта где-то через 10 лет. Если верить самым пессимистичным прогнозам, то китайская проблема коснется даже тех российских металлургов, которые либо незначительно привязаны к азиатским рынкам (НЛМК и «Мечел», продающие в Азию по 20% своей продукции, причем с высокой добавленной стоимостью), либо не зависят от них вообще («Северсталь» не экспортирует сталь в Азию). В «Метрополе» прогнозируют, что в 2006 году всю стальную отрасль России ждет снижение производства на 10—12% из-за того, что Китай откажется от российского импорта стали, и тот объем, который сегодня уходит в КНР, вернется на российский рынок. Последний в свою очередь не сможет его переварить: потребление стали в РФ сегодня составляет, по разным оценкам, 25—30 млн. тонн с потенциалом роста до 30—36 млн. тонн к 2006 году, и существующих в России мощностей хватит для того, чтобы обеспечить растущий спрос. Впрочем, и на этом китайская эпопея не закончится. КНР ничто не мешает потеснить россиян не только в Азии, но и на самых дорогих рынках — в ЕС и США, считает Виктор Обухов из ММК. При этом, отмечает Александр Агибалов, «при прочих равных условиях на рынке ЕС китайские производители стали будут в заведомо более выгодных условиях, нежели российские металлурги, поскольку Китай сегодня является членом ВТО, а Россия — нет». И все же, считает Денис Нуштаев, у россиян есть тайм-аут, прежде чем китайцы начнут завоевание Европы. «Китайская сталелитейная промышленность сильно раздроблена. На компании с объемом производства свыше 10 млн. тонн стали в год приходится не более 30% выплавки, все остальное — мелкие производители в 5 млн. и 2 млн. тонн. Сейчас власти Китая в первую очередь озадачены консолидацией отрасли, и они будут стимулировать этот процесс. Возможно, через несколько лет в Китае появится несколько стальных гигантов с объемом производства в 30 млн. тонн, и уже они станут продвигаться в Европу путем приобретения европейских сталелитейных активов», — говорит Нуштаев. Скупать же средние предприятия в КНР российским металлургам, очевидно, не удастся: китайские власти иностранный капитал в сталелитейной промышленности не приветствуют. В ближайшее время правительство Китая опубликует комплексный план развития стальной промышленности, который, как ожидается, будет способствовать поглощению мелких заводов местными сталелитейными гигантами. И ждать чего-то позитивного от этого укрупнения нашим металлургам едва ли приходится.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.