Японские автопроизводители сделали ставку в
миллионы долларов на российский завод
Ринат Накипов, Михаил Белый
Автоконцерн Nissan открыл вчера в
Санкт-Петербурге завод по производству легковых автомобилей.
Как заявили «Гудку» в представительстве
автогиганта в России, завод способен выпускать до 50 тыс.
автомобилей в год. Планируется собирать две модели:
представительскую Teana и внедорожник X-Trail. С началом
производства на заводе будут работать около 750 человек в одну
смену.
Начало строительству было положено в 2006 году,
после подписания автоконцерном соглашения с Минэкономразвития и
администрацией Санкт-Петербурга. Инвестиции в проект составили $200
млн.
Открытие завода посетил глава правительства
Владимир Путин. Он отметил, что у производства есть дополнительные
возможности развития: «Выпуск автомобилей этой марки может быть
доведён до 500 тыс. машин в год. Это будет зависеть от рынка».
Премьер также добавил, что Nissan должен реализовать программу по
производству комплектующих в России. По его словам, на сегодняшний
день компания использует лишь одну треть предоставленных
Санк-Петербургом площадей.
Как пояснили «Гудку» в автоконцерне, среди
факторов, позволивших выбрать Санкт-Петербург в качестве площадки
для строительства будущего завода, стало наличие
высококвалифицированной рабочей силы, удобное месторасположение, а
также поддержка со стороны правительства города.
Эксперты, опрошенные «Гудком», неоднозначно
расценили перспективы нового предприятия. Аналитик инвестиционной
компании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин считает, что время для
открытия производства в России Nissan выбрал довольно удачно. «По
многим показателям авторынка, можно предположить, что худшее уже
позади, и, возможно, открытие нового завода станет сигналом к
восстановлению всей отрасли. В этом случае открытие производства с
нуля выгоднее. Нет проблем перепроизводства, нет необходимости
отправлять персонал в неоплачиваемый отпуск, а затем возвращать
его», – сказал Михаил Ганелин. Что касается производства на заводе
в Санкт-Петербурге моделей Teana и X-Trail, то маркетологи Nissan
прогнозируют рост спроса на эти автомобили. «Например, Toyota
Camry, которую также выпускают в Ленинградской области, продаётся
вполне успешно», – отметил аналитик.
Эксперт инвестиционной финансовой компании
«Метрополь» Михаил Пак полагает, что, несмотря на значительное
сокращение авторынка в России, для марки Nissan ситуация
улучшилась. «Если по итогам прошлого года по объёмам продаж в
России Nissan стоит на пятом месте, то по итогам первых четырёх
месяцев 2009 года дилеры марки продали около 30 тыс. моделей, что
позволило компании выйти на третье место. Спрос на модели Nissan
если не растёт, то, по крайней мере, сохраняется», – сказал он,
отметив, что локализация производства позволит компании защитить
себя от девальвации рубля.
В то же время, по мнению замдиректора
аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова (Тольятти),
ситуация в автоиндустрии по-прежнему оставляет желать лучшего.
«Падение продаж в апреле этого года по сравнению с апрелем
предыдущего составило 53%. Но когда Nissan начал строительство
завода в 2007 году, экономическая ситуация была совершенно иной», –
сказал Сергей Удалов. По его словам, размещение производства на
территории России имеет очевидные плюсы. «Стоимость автомобилей,
выпущенных в Санкт-Петербурге, естественно, не будет включать
таможенную пошлину. Следовательно, на этом можно будет существенно
сэкономить», – отметил он. В России прямым конкурентом Nissan Teana
является Toyota Camry. По данным «Автостата», в прошлом году было
продано 8840 автомобилей марки Nissan Teana. Toyota Camry продали
28029 штук, при этом 6393 из них были собраны в России.
Как пояснил «Гудку» аналитик инвестиционной
компании «ФИНАМ» Константин Романов, сегодня ситуация в сегменте
продаж автомобилей как в России, так и в мире близка к критической
и продиктована снижением доли «кредитных» автомобилей, а также
снижением уровня платёжеспособного спроса со стороны населения. «На
этом фоне Nissan принял решение о запуске завода, на наш взгляд, по
нескольким причинам. Прежде всего завод уже укомплектован
необходимым оборудованием, нанят весь необходимый персонал,
достигнуты договорённости с дилерами и цепочками контрагентов. В
случае простаивания предприятия Nissan будет нести определённые
убытки», – сказал г-н Романов.
Он также подчеркнул, что запуск завода даже в
условиях падения продаж позволит компании сохранить, а возможно,
даже и увеличить свою рыночную долю на перспективном российском
рынке. «Что касается моделей Nissan Teana и X-Trail, то их
производство, на наш взгляд, вполне оправданно, поскольку они
пользуются повышенным интересом среди россиян. Даже в условиях
кризиса граждане смогут воспользоваться программой Nissan Finance,
главная цель которой – убедить клиентов в том, что на льготных
условиях можно купить качественный, комфортный автомобиль», –
сказал аналитик.