Рынок гостиниц приведут в порядок
Анна Попова
Появление на столичном гостиничном рынке игрока,
оказывающего консультационные и брокерские услуги, будет
способствовать его структуризации, считают эксперты. Компания Jones
Lang LaSalle открыла новое отделение в Москве, специализирующееся
на предоставлении услуг в сфере гостиничного бизнеса. Об этом RBC
daily рассказали в руководстве компании. Jones Lang LaSalle Hotels
будет оказывать полный цикл услуг, в том числе по консалтингу,
продаже гостиниц, привлечению инвестиций и оценке рынка. По словам
старшего вице-президента компании Марины Усенко, возглавляющей
отделение, причиной его открытия в Москве стала активность на
гостиничном рынке в последние два года. Особенный интерес для
компании представляют два наиболее известных публике проекта - по
реконструкции гостиниц "Москва" и "Россия". В частности, Jones Lang
LaSalle Hotels собирается предложить свои услуги "СТ Девелопмент",
выигравшей конкурс по подбору инвестора-девелопера "России". По
мнению экспертов и участников рынка, намерения компании вполне
могут оправдаться и она займет нишу в сегменте премиум-гостиниц.
Международная компания Jones Lang LaSalle Hotels занимается
предоставлением консалтинговых и инвестиционных услуг в области
гостиничного бизнеса, в том числе она осуществляет сделки
купли-продажи гостиниц, финансирование различных сделок и проектов,
оценку, управление активами, стратегическое планирование, выбор
гостиничного оператора и исследования рынка. В 2003 г. она
реализовала гостиничных объектов с общим номерным фондом 13 тыс.
263 номеров, общей стоимостью 2,6 млрд долл. в 60-ти городах мира.
Кроме того, она предоставила консалтинговые услуги по проектам с
общим номерным фондом 119 тыс. 814 номеров, общей стоимостью 18,8
млрд долл. в 281 городе мира. Решение о выходе на московский
гостиничный рынок было принято осенью. Правда, Jones Lang LaSalle
работает со столичными гостиницами еще с середины 90-х годов -
компания осуществляла оценку строительства второй очереди гостиницы
"Международная", стоимости гостиницы "Украина" и разработку
гостиничных концепций в проектах смешанного типа. "До недавнего
времени не было причин выходить на московский рынок, поскольку его
развитие шло недостаточно динамично, - сказала RBC daily старший
вице-президент компании Марина Усенко. - А в последние два года,
когда стали возникать крупные проекты, в которых мы принимали
участие, стали очевидны перспективы". Речь идет прежде всего о
проектах реконструкции гостиниц "Москва" и "Интурист". Также Jones
Lang LaSalle Hotels участвует в проекте строительства бутик-отеля в
Санкт-Петербурге и проявляет интерес к другим российским регионам.
"Интерес представляют Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Киев", -
прокомментировала г-жа Усенко. Сейчас компания собирается
предложить свои услуги компании-девелоперу, победившей в конкурсе
по гостинице "Россия" - "СТ Девелопмент". В целом же выход на рынок
гостиничного отделения компании Марина Усенко оценивает как
возможность закрепиться на нем и занять лидирующее положение.
"Очень сложно определить долю рынка, которую мы сможем занять,
поскольку сам рынок не до конца сформирован, - прокомментировала
она RBC daily. - Но нам по ходу придется его образовывать".
Участники рынка оценивают появление Jones Lang LaSalle Hotels в
Москве в целом положительно. "Скорее всего, речь идет о том, что
компания будет брокерской фирмой на рынке гостиничных помещений, -
сказал RBC daily руководитель аналитического центра IRN.ru Олег
Репченко. - Этот рынок в Москве почти не развит, и целенаправленно
им никто не занимается, за исключением операторов гостиничного
бизнеса, таких как Radisson, Mariott. Выход на московский
гостиничный рынок оператора с рынка недвижимости должен его
оживить". По словам г-на Репченко, гостиничный сектор, возможно,
"дозрел" до этого, и в таких условиях можно говорить о
возникновении спроса на гостиницы среди инвесторов. Об этом же
говорят и другие эксперты. "Москве действительно недостает
гостиниц, и риэлторы вынуждены их строить - их к этому толкают, -
прокомментировал RBC daily руководитель департамента
инвестиционного анализа компании "Система-Галс" Александр Гаврилин.
- Но сам этот бизнес не такой прозрачный, как, скажем, бизнес
офисной недвижимости. Например, пока не так много иностранных
операторов, с которыми можно эффективно работать. Поэтому иметь
независимого консультанта было бы хорошо. Будет проще, если он
возьмет на себя все вопросы по развитию проекта: оценку участка,
категории будущего отеля, возможные показатели его доходности.
Сейчас для этого самое подходящее время". Дело в том, что Москва,
помимо тех проектов, которые расположены в черте города, ведет и
другие, за ее пределами - на Черноморском побережье России и
Украины, по Золотому кольцу. Поэтому не исключено, что услуги Jones
Lang LaSalle Hotels будут востребованы и там. Кроме того, по мнению
Александра Гаврилина, недавние коллизии вокруг гостиницы "Москва"
привели к тому, что операторы не хотят заранее заявлять о своих
интересах. Насколько верны прогнозы относительно Jones Lang LaSalle
Hotels, станет ясно в ближайшее время. По мнению Олега Репченко,
если компании удастся заключить контракт на один из громких
столичных проектов, можно будет говорить о ее положении на
гостиничном рынке. Также нельзя исключать и дальнейшей
структуризации данного рынка. "Москва значительно отстает от
европейских стран по числу гостиниц уровня 4-5 "звезд", и появление
такого игрока может стимулировать конкуренцию между компаниями,
работающими в этом сегменте, - считает заместитель начальника
отдела корпоративного консалтинга ИФК "Метрополь" Наталья
Мильчакова. - Подобная ситуация будет способствовать снижению цен
на размещение в гостиницах. Тем не менее прогнозировать сейчас долю
компании трудно, хотя очевидно, что определенную нишу в
премиум-сегменте компания займет. Также нельзя исключать, что во
время реконструкции крупных гостиничных объектов на московском
гостиничном рынке произойдет изменение структуры, появятся новые
игроки".