"ТрансТелеКом" крупнеет
Компания планирует стать прибыльной к 2005 г.
На днях оператор
одной из крупнейших ведомственных сетей связи - компания
"ТрансТелеКом" (ТТК) ознакомила своих акционеров со стратегией
развития компании и пообещала приносить железнодорожникам хорошие
дивиденды за счет коммерции. В следующем году компания готова
заработать $160 млн и выйти на самоокупаемость. Аналитики уверены,
что ее ждет жесткая конкуренция, в первую очередь - со стороны
компаний "РТКомм. РУ" и Golden Telecom.
ЗАО "Компания
ТрансТелеКом" основано в 1997 г. С октября 2003 г. его 100% -ным
акционером является ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) ,
созданное в рамках реформирования железнодорожной отрасли. До этого
ТТК была активом Министерства путей сообщения и генподрядчиком
строительства и развития систем связи. Теперь ТТК занимается только
операторской деятельностью и арендует построенную ей вдоль железных
дорог сеть связи (более 45 000 км). Сейчас права собственности на
сеть передаются МПС в РЖД.
Впервые за все
время своего существования "ТрансТелеКом" решил разработать
бизнес-план развития компании до 2007 г. "На российском рынке
появилась крупная компания нового типа", - заявил на расширенном
заседании правления президент ТТК Сергей Липатов. По его словам,
компании удалось успешно сочетать операторское обслуживание
железных дорог и коммерческую деятельность - сдачу в аренду каналов
связи, интернет-услуги и строительство корпоративных сетей.
Согласно бизнес-плану, с 2005 г. ТТК будет работать уже с
прибылью.
Аналитики были
несколько удивлены неожиданно приличным объемом бизнеса компании.
Пользуясь своей непубличностью, ТТК никогда не обнародовала
финансовых результатов. Единственной известной рынку цифрой был
доход в $1 млн ежемесячно, озвученный в 2000 г. на инвестиционной
конференции бывшим гендиректором ТТК Виктором Ратниковым.
Однако в этот раз
прозвучали уже совсем другие цифры. За 2003 г. ТТК планирует
заработать $100 млн, при этом на региональных рынках интернет-услуг
- 40%. В будущем году ТТК рассчитывает получить $160 млн доходов,
из которых интернет-услуги составят половину.
В ТТК подчеркнули,
что делают акцент на развитие региональных рынков Сибири и Урала,
где пока почти нет конкуренции. "Мы не конкурируем на сложившемся
телекоммуникационном рынке, а создаем условия для развития новых",
- пояснил менеджер департамента по развитию связей с
общественностью ТТК Андрей Поляков.
"Это очень хороший
результат для компании, - комментирует показатели ТТК аналитик
"Атона" Надежда Голубева. - Получается, что ТТК и "РТКомм. РУ"
(оказывает интернет-услуги на базе инфраструктуры "Ростелекома". -
"Ведомости") - игроки одного порядка, раз показатели их работы
совпадают".
Учрежденная МПС для
строительства волоконно-оптической сети связи, ТТК всегда стояла
немного особняком на российском рынке. Несколько лет назад Минсвязи
отказало ТТК в выдаче лицензии на услуги дальней связи, подобной
той, что есть у "Ростелекома", хотя уровень сети ТТК это вполне
допускал.
В конце прошлого
года МПС вернуло себе в собственность построенную ТТК
волоконно-оптическую сеть, одновременно списав задолженность
компании. "Сейчас это пустышка - у нее нет в собственности сети,
хотя владеть лицензиями на ряд услуг связи тоже немаловажно", -
говорит о ТТК аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной. В итоге
окупать ТТК надо немногое - например, арендную плату МПС за
использование сети и некоторые другие расходы.
В то же время
аналитики сомневаются, что ТТК будет дальше развиваться без
осложнений. "ТТК ждет жесткая конкуренция со стороны "Ростелекома"
и Golden Telecom, уже работающих на этих рынках. Кроме того, МПС
своими нуждами будет оттягивать ресурсы компании на себя", -
говорит аналитик "НИКойла" Владимир Богданов.
В Golden Telecom
подтвердили, что ТТК сейчас активно выходит на рынок корпоративного
клиента, так же как и "РТКомм. РУ", однако уверены в своих
преимуществах. "Мы уже занимаем значительную рыночную долю и
доказали на рынке свою надежность и качество. Рынок достаточно
инертный, и переключить крупного корпоративного клиента с
разветвленной региональной сетью на нового телекоммуникационного
оператора очень сложно", - отмечает директор по маркетингу Golden
Telecom Федор Крупянский. По его мнению, хотя конкуренция с стороны
ТТК и "РТКомм. РУ" и существует, опыт Golden Telecom и ее
технологии позволят сохранять в некоторых городах лидирующие
позиции.
Между тем аналитик компании "Метрополь" Дмитрий
Касьяненко утверждает, что у ТТК есть шансы побороться за лидерство
в регионах. "Имея хорошую разветвленную сеть связи, "ТрансТелеКом"
вполне может добиться определенных успехов, однако для этого
необходимы значительные инвестиции в маркетинговые программы", -
считает Касьяненко.