Мария Полоус
Свердловские власти создают технико-внедренческий центр
Свердловская область намерена создать на базе
научно-исследовательских институтов Екатеринбурга
технико-внедренческий центр (ТВЦ) металлургии и тяжелого
машиностроения. Планируется, что объединение будет разрабатывать
технологические решения для модернизации промышленности. Впрочем,
многие из потенциальных клиентов ТВЦ уже имеют собственные
исследовательские и инжиниринговые центры.
Правительство Свердловской области планирует создать в
Екатеринбурге инжиниринговый холдинг — ОАО «Технико-внедренческий
центр „Металлургия и тяжелое машиностроение”» (ТВЦ). Об этом „Ъ”
сообщил заместитель министра промышленности и науки региона Валерий
Турлаев. Первоначально проект планируется создать на базе двух
исследовательских центров — ОАО «Научно-исследовательский
проектно-конструкторский институт горного и обогатительного
машиностроения» (НИПИгормаш) и ОАО «Центральный
научно-исследовательский институт металлургии и материалов»
(ЦНИИМ). Данные предприятия сейчас находятся в собственности
Росимущества (100% НИПИгормаша, 51% ЦНИИМ), но, по договоренности
правительства с минэкономразвития, предприятия будут переданы в
собственность региона, затем акции исследовательских центров
перечислят в уставный капитал холдинга. Как сообщил „Ъ” источник в
правительстве, помимо разработчиков технологий в холдинг могут
войти предприятия-резиденты. В Росимуществе подтвердили „Ъ”, что
агентство «рассматривает вопрос о создании ТВЦ», однако пока что не
оценивает рыночную стоимость НИПИгормаш и ЦНИИМ. Уставный капитал
ЦНИИМ составляет 157,17 тыс. рублей, НИПИгормаш — 4 тыс.
рублей.
Как пояснили в свердловском минпроме, ТВЦ должен заняться
разработкой решений для модернизации промышленных предприятий.
Потенциальными потребителями в правительстве считают ТМК, ММК, РМК,
группу ЧТПЗ, корпорацию «Уралвагонзавод», группу «Объединенные
машиностроительные заводы» (ОМЗ). Согласно концепции ТВЦ, до 2015
года холдинг может участвовать в 26 проектах. Среди крупных
потенциальных заказов — разработка технологии добычи глинозема
(прогноз продаж 3 млрд рублей), комплекс переработки торфяного
сырья (3 млрд рублей), создание специализированных самосвалов (2,5
млрд рублей). Ожидается, что источниками финансирования станут
федеральный и областной бюджеты, а также частные инвесторы.
Впрочем, общую сумму инвестиций в правительстве уточнить не смогли.
По оценке ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова,
первоначальные вложения в проект могут составить менее 1 млн рублей
в зависимости от состояния материальной базы НИПИгормаша и
ЦНИИМа.
Компании, заявленные в списке потенциальных потребителей, не
комментируют проект. Источник „Ъ”, знакомый с ситуацией на рынке,
пояснил, что многие из них имеют собственные исследовательские и
инжиниринговые центры. Например, Уралвагонзавод, ТМК и ОМЗ.
Эксперты напоминают, что в связи со вступлением в ВТО
конкуренция между зарубежными и российскими разработчиками будет
усиливаться. Аналитик по металлургии ИФК «Метрополь»
Анна Антонова напоминает, что уральским компаниям предстоит
соревноваться, например, с занявшими рынок горнодобывающего
оборудования Caterpillar и Terex (США), Liebherr (Германия),
Komatsu (Япония). «Со вступлением России в ВТО пошлины на новые
самосвалы массой от 20 тонн опустятся до 10% вместо нынешних 25%, а
через три года снизятся до 5% (на подержанные самосвалы возрастом
от трех до пяти лет пошлина упадет с нынешних 30 до 15%, а через
три года — до 10%). Таким образом, это в ближайшем будущем еще
больше усилит конкуренцию», — прогнозирует
аналитик.
По мнению заместителя начальника ОАО «Московский фондовый центр»
Елены Чернолецкой, в случае если государство затянет
бюрократические процедуры по данному проекту, ТВЦ может повторить
судьбу ОАО «Русский магний». Напомним, в 2004 году компания была
создана для строительства производства магния мощностью 70 тыс.
тонн и осажденного кремнезема в 90 тыс. тонн в год. На предприятии
была запатентована технология по переработке серпентинита для
получения магния, однако сейчас компания готовится к процедуре
банкротства.
http://www.kommersant.ru/doc-y/2026629