НЛМК через суд пытается взыскать с ВАЗа 1,5
млрд рублей
Алиса Фиалко, Полина Ермалюк
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»
через суд пытается взыскать с ОАО «АвтоВАЗ» задолженность.
Претензия НЛМК стала вторым крупным иском к заводу за последние 2
месяца. По мнению аналитиков, это наглядно демонстрирует
неэффективность вексельной схемы расчетов с поставщиками,
предложенной ВАЗом.
Сегодня в самарском арбитраже состоится первое
заседание по делу о взыскании с ВАЗа 1,5 млрд рублей в пользу НЛМК.
Заявление комбината было принято судом к рассмотрению определением
от 13 мая. Необходимость обращения в суд для урегулирования
долговых вопросов на НЛМК объяснили тем, что в рабочем порядке
решить вопрос о взаиморасчетах пока не удалось. «Речь идет о
просроченной задолженности за металлопродукцию, которую НЛМК
поставил ВАЗу, - пояснили СО в пресс-службе НЛМК. - Предложенный
ОАО «АвтоВАЗ» формат вексельных расчетов не устраивает НЛМК».
НЛМК является ключевым поставщиком на ВАЗ стали
для изготовления кузовов. В суд компания обратилась 30 апреля.
Аналитики считают, что НЛМК мог вдохновить пример другого
поставщика ВАЗа, ООО «ТД «Кама», который еще в Марте подал иск с
общей суммой претензий 474,897 млн рублей. После этого одному из
основных поставщиков шин на ВАЗ и дистрибьютору продукции ОАО
«Нижнекамскшина» удалось добиться для себя более выгодных условий
погашения ВАЗом задолженности, сформированной еще в 2008 году.
Стороны подписали мировое соглашение. Схема реструктуризации долга
ни одной из сторон не раскрывается.
Примечательно, что вслед за ООО ТД «Кама» в суд
с претензиями к ВАЗу обратился и второй крупный поставщик шин, ОАО
«Сибур-Русские шины». Компания добивается взыскания с завода 100
млн рублей. Предварительное заседание по этому делу назначено на 2
июня.
Аналитики объясняют происходящее близостью
момента получения ВАЗом «живых» денег - 25 млрд рублей госпомощи в
виде кредита, выданного заводу «Ростехнологиями». «Средства должны
быть получены ВАЗом уже в июне, - говорит ведущий аналитик ИФК
«Метрополь» Михаил Пак. - Естественно, что поставщики, которых не
устраивает вексельная схема расчетов, пытаются всеми возможными
способами добиться от ВАЗа живых денег».
«Вексельная схема расчетов мало кого устраивает,
- комментирует Михаил Лямин, старший аналитик Банка Москвы, -
поэтому смежники и идут в суд добиваться более привлекательных
условий погашения ВАЗом сформированной задолженности. Тем более,
что есть положительный пример: ВАЗ в результате судебных
разбирательств пошел на уступки ТД «Кама».
На самом ВАЗе прокомментировать предстоящие
судебные разбирательства с поставщиками к моменту сдачи номера не
смогли.
По мнению аналитиков, в ближайшее время можно
ожидать новых исковых заявлений поставщиков, вдохновленных удачным
примером ТД «Кама», а также тем, что график платежей в 2009 году
ВАЗом снова не выдерживается. По этой причине завод уже столкнулся
с проблемой срыва поставок. Если ситуация усугубится, можно будет
ожидать повторения февраля, когда конвейер завода останавливался
из-за того, что крупнейшие смежники ВАЗа отказались поставлять
комплектующие.
Дали сбой
Смежники завода не выдерживают график поставок
из-за неплатежей Перебои в поставках уже начались. По информации
СО, на прошлой неделе с конвейера ОАО «АвтоВАЗ» сошло более 1,5
тысячи недоукомплектованных автомобилей. Всего за неделю было
произведено чуть менее 8 тысяч машин. Получить официальный
комментарий на предприятии к моменту сдачи номера не удалось. По
словам источника на заводе, с конвейера сходил «некомплект» из-за
перебоев в поставках ОАО КЗАЭ. Калужский завод
автозлектрооборудования является одним из крупнейших поставщиков
ВАЗа, изготавливающим более 150 наименований. Основные виды
выпускаемой продукции: электродвигатели, электровентиляторы,
приводы стеклоочистителей, стеклоочистители, моторедукторы,
стеклоомыватели, мотонасосы омывателей, электростеклоподъемники,
выключатели зажигания, выключатели конечные малогабаритные,
выключатели конечные бесконтактные.
На КЗАЭ СО подтвердили, что в поставках на ВАЗ
на прошедшей неделе были сбои по причине неплатежей. «ВАЗ является
нашим давним партнером, поэтому мы делаем все возможное для того,
чтобы поставки не прекратились и у завода не было проблем из-за
нас, однако размер просроченной задолженности ВАЗа перед нами
вызывает и у нас определенные проблемы взаиморасчетов с нашими
собственными поставщиками, - пояснил Дмитрий Мальнев, директор по
реализации, маркетингу и сбыту ОАО КЗАЭ. - Поэтому в последнее
время действительно были сбои в поставках нашей продукции на ВАЗ.
Однако мы не прекращали поставки».
Аналитики не исключают, что если ВАЗу не удастся
урегулировать проблему расчетов со смежниками, завод может снова
столкнуться с прекращениями поставок от крупнейших смежников,
которые являются единственными поставщиками по определенным
номенклатурным позициям, что снова приведет к остановкам
конвейера.