НОМЕР ОДИН (Иркутск): В Бурятии грядет широкомасштабное освоение подземной целины
По объему инвестиций в экономику
республика заняла 10 место из 12 возможных
Петр Санжиев
Аналитический центр "Сибирь" обнародовал рейтинг
проектов, которые запланированы к реализации государством и
бизнесом в 2006 году на территории Сибирского Федерального округа.
Первые строчки списка занимают Новосибирская область с проектом
строительства технопарка стоимостью 88 млрд. рублей, Томская
область с планами создания особой экономической зоны, на реализацию
которой пойдет 14,5 млрд. рублей и Кемеровская область с началом
реконструкции железных дорог и предусмотренной сметой в 44 млрд. В
сотню самых крупных проектов Сибири попали и семь бизнес-планов,
которые будут осуществляться на территории нашей республики.
Самые крупные проекты — в области освоения
недр
Среди них самую высокую строчку в
рейтинге, а именно 11 позицию, занимает инвестиционный проект ИФК
"Метрополь" по промышленному освоению Озерного месторождения
полиметаллических руд. Цена вопроса — 7 млрд. 100 млн.
рублей. На 17 месте рейтинга — проект ТВЭЛ по
промышленной добыче урана на Хиагдинском месторождении. Цена
реализации — 3 млрд. рублей. 29 место списка занимает проект
управляющей компании "Унга" по возведению в центральной части
Улан-Удэ на территории в 15 гектаров жилых домов, бизнес-центров и
развлекательных учреждений. Затраты на реализацию составят 4 млрд.
рублей. На 74 позиции — проект "Бамтоннельстроя" и аэропорта Мухино
по реконструкции взлетно-посадочной полосы, который обойдется в 444
млн. рублей. На 77 месте — проект "Базальт-Иркутска" по разработке
базальтового рудника на территории нашей республики. Это же
предприятие планирует создание производства по выпуску
базальтоволокнистых теплоизоляционных материалов, но уже у себя, в
Иркутске. Также в рейтинг попали строительство бизнес-инкубатора в
Улан-Удэ с запланированными затратами в 16 миллионов рублей (91
место) и создание информационной структуры для туристов (100 место)
с неопределенными пока затратами. Как видим, самой перспективной
отраслью в Бурятии, в которую инвесторы решаются вкладывать сегодня
серьезные средства, является разработка и освоение полезных
ископаемых: цветных металлов, урана, базальта. В рейтинг не попали
еще ряд подобных высокобюджетных проектов. К примеру, тот же
"Метрополь" имеет еще три лицензии на разработку месторождений в
Бурятии. Федеральные ведомства, долгое время не дававшие
добро на освоение полезных ископаемых в Бурятии из-за статуса
природоохранной зоны, сегодня торгуют лицензиями как пирожками.
Однозначно оценить эту тенденцию довольно сложно. Если смотреть, к
примеру, с точки зрения жителей села Ошурково, в красивейших
окрестностях которого планируется начать освоение месторождения
апатитов, то, скорее всего, им это не сулит ничего хорошего. Зато с
точки зрения экономики в целом и поступлений налогов в бюджет
начинающееся в Бурятии широкомасштабное освоение "подземной целины"
— безусловный плюс. В любом случае, все последствия этого процесса
можно будет со всей очевидностью оценить только в будущем. Пока же
стоит констатировать, что власти предпочли красотам природы и
экологической чистоте нашей территории, которые могли бы сработать
по большому счету на будущее, дивиденды, которые можно получить уже
сейчас. Помимо "великого освоения подземной целины" в Бурятии,
согласно рейтингу, планируется куда менее спорный инвестиционный
проект по облагораживанию центра нашей столицы и возведению жилых
домов. Что, в случае взвешенного подхода к планировке, сохранению
исторических и прочих культурных ценностей, нельзя не
приветствовать. Что же касается проекта по реконструкции взлетно-
посадочной полосы аэропорта Мухино, то с первого взгляда это
вселяет большой оптимизм. Однако если вспомнить грандиозные планы
по развитию нашего аэропорта, в том числе по созданию на его базе
грузовых терминалов и т. д., заявления Германа Грефа и прочих
чиновников о необходимости строительства супераэропорта
международного масштаба для привлечения туристов, то сегодняшняя
"кастрация амбиций" до ремонта взлетной полосы выглядит как
малопонятный компромисс. Особенно, если учесть, что согласно тому
же рейтингу "Сибири", у соседей в Читинской области как раз
начинают осуществляться те самые планы, о которых у нас так долго
говорили и до реализации которых дело так и не дошло. А именно
строительство грузового терминала на территории аэропорта и
создание для него режима свободного таможенного склада с целью
преобразования читинского аэропорта в перевалочный грузовой порт.
На все это государство выделяет почти в пять раз больше средств,
чем пойдет на реконструкцию нашего аэропорта — 1 млрд. 500 млн.
рублей. Возможно, мы ошибаемся, но возникает ощущение, что нас
опередили и Бурятия опять в пролете. Вообще, если сравнивать число
проектов и их стоимость у наших соседей, то они не идут, конечно,
ни в какое сравнение с позициями республики. Даже если брать
Читинскую область, с которой мы долгое время шли что называется
"ноздря в ноздрю", числясь равноправно отсталыми регионами, то даже
здесь речь идет о порядка 29 млрд. рублей инвестиций.
Иностранцы к нам не торопятся
Инвесторами в Бурятии, как видим, выступает
вопреки общей тенденции, в первую очередь не государство, а
частные, в основном отечественные фирмы. ( В той же Чите тенденция
другая — в экономику вкладывается по всей программе государство и
иностранцы, в основном китайцы). Это вполне объяснимо: власти у нас
озабочены больше социальными нуждами, а иностранцев в область
освоения недр России пускать не велено. Вместе с тем кроме как в
разработку месторождений, в Бурятии, по-видимому, вкладываться по-
крупному пока особо некуда. Хотя дело здесь, думается, еще и в
эффективной (вернее, неэффективной) работе по созданию условий для
инвестиций. Потому как в целом по Сибири иностранные инвесторы
довольно активны. В Кемеровской области турецкий концерн Анадолу
Джам Санайи раскошелился на 3 млрд. рублей с целью строительства
завода по производству стеклотары, в Иркутске китайская фирма Great
Wall планирует вложить миллиарды в строительство автомобильного
завода, другая китайская корпорация Cheru Automobile планирует
построить автозавод уже в Новосибирской области и т. д. В целом же,
согласно данным того же аналитического центра, Бурятия среди
регионов округа занимает 10 место из 12 возможных. В 2005 году в
нашей республике в основной капитал инвестировано 5, 07 млрд.
рублей. Иркутская область значится на пятом месте с 21 млрд.
инвестиций, Читинская — на седьмом с 11, 86 млрд. вливаний в
экономику. Первое место по инвестициям в основной капитал занимает
Кемеровская область — 58,55 млрд. В нашей же республике о
существенном прорыве в сфере экономики пока говорить не
приходится.