На активы концерна претендуют "Ростехнологии", "Русские машины"
и группа ИСТ
Внешэкономбанк (ВЭБ), получивший концерн "Тракторные заводы" (КТЗ)
от его основателя Михаила Болотина с условием возможности обратного
выкупа, намерен отстранить бизнесмена от управления и привлечь
новую команду. Предложения банку уже сделали госкорпорация
"Ростехнологии" Сергея Чемезова, холдинг "Русские машины" Олега
Дерипаски и группа ИСТ Александра Несиса. Но их интересует только
часть бизнеса КТЗ. Михаил Болотин готов расстаться с рядом наиболее
прибыльных активов, чтобы погасить долги концерна.
Вчера в Давосе глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил "Интерфаксу",
что госкорпорация намерена провести конкурс "по выбору
управленческой команды КТЗ". Когда он начнется и каковы будут его
условия, господин Дмитриев не уточнил, сказав только, что
действующий менеджмент во главе с президентом концерна Михаилом
Болотиным "имеет равные с другими претендентами шансы" выиграть.
Михаил Болотин отказался обсуждать с "Ъ" претендентов на управление
КТЗ, но отметил, что, если ВЭБ действительно проведет конкурс,
действующий менеджмент "отнесется к этому спокойно, потому что
лучшей команды для управления концерном на рынке все равно
нет".
КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании и
Австрии в области военного, дорожно-строительного, железнодорожного
и сельскохозяйственного машиностроения, производстве лесной
техники, а также запасных частей к ним. Выручка в 2010 году --
порядка 30 млрд руб. До сделки с ВЭБом Михаилу Болотину
принадлежало порядка 80% акций КТЗ, Альберту Бакову -- около
20%.
В конце декабря ВЭБ купил 100% акций материнской компании КТЗ,
Machinery & Industrial Group, у структур Михаила Болотина и его
партнера по бизнесу Альберта Бакова. Эта сделка была аналогом
кредита репо: под проданные акции господа Болотин и Баков получили
от ВЭБа 15 млрд руб. для частичного погашения крайне высокой, на
уровне 34 млрд руб., долговой нагрузки КТЗ (сопоставимо с выручкой
концерна за прошлый год -- 30 млрд руб.). Вернуть кредит ВЭБу и,
соответственно, контроль над КТЗ прежние собственники концерна
рассчитывали в течение семи лет, причем, как утверждали собеседники
"Ъ" в руководстве КТЗ, "с ВЭБом была достигнута принципиальная
договоренность, что менеджмент концерна меняться не будет".
Однако, рассказывают источники "Ъ" в правительстве, в январе ВЭБ
получил ряд предложений об управлении КТЗ и покупке части его
активов. От лица "Ростехнологий" переговоры о разделе бизнеса
концерна ведут гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко (его
называют креатурой главы госкорпорации Сергея Чемезова) и глава
КамАЗа Сергей Когогин. Первый договаривается о контроле над
вагонным производством КТЗ, второй интересуется военным, то есть
выпуском боевых машин десанта на "Курганмашзаводе". Олег Сиенко
вчера подтвердил "Ъ" интерес к активам КТЗ, отметив, что "УВЗ --
едва ли не единственный профильный игрок, способный управлять таким
бизнесом". Сергей Когогин, находящийся в Давосе, на запрос "Ъ" не
ответил, но для КамАЗа заказы Минобороны и госструктур в целом --
это традиционный рынок (20% продаж в 2010 году). В "Ростехнологиях"
"Ъ" подтвердили факт переговоров с ВЭБом по КТЗ, отметив, что "об
окончательном решении говорить пока преждевременно".
Еще один претендент на активы КТЗ -- холдинг "Русские машины"
Олега Дерипаски. В самом холдинге неофициально утверждают, что
"особого интереса к активам КТЗ, обремененным серьезным долгом, не
проявляют, но вообще синергия быть может". Группа ГАЗ, входящая в
"Русские машины", сама обременена долгом на 30 млрд руб. В целом
идея отдать управление КТЗ "Русским машинам" "исходит от банков, то
есть от того же ВЭБа", говорят источники "Ъ" в холдинге.
Однако в правительстве утверждают, что представители Олега
Дерипаски "крайне интересуются бизнесом КТЗ -- явно не меньше, чем
"Ростехнологии"".
Действительно, бизнес КТЗ, как и бизнес "Русских машин",
включает производство дорожно-строительной техники, военной техники
("Русские машины" делают БТР), а также грузовых вагонов (у холдинга
Олега Дерипаски аналогичное производство в Мордовии). Олег
Дерипаска интересовался покупкой "Курганмашзавода" еще в 2005 году,
то есть до его вхождения в КТЗ. Официально в "Русских машинах" от
комментариев отказались.
Еще одним претендентом на вагонный бизнес КТЗ является
контролируемый Александром Несисом Номос-банк, говорят источники
"Ъ" (в банке от комментариев отказались). Банк входит в группу ИСТ,
владеющую Тихвинским вагоностроительным заводом.
Но никто не интересуется сельхозмашиностроением КТЗ, говорят
собеседники "Ъ". Этот сегмент -- наиболее проблемный, поясняет
глава "Росагромаша" Евгений Корчевой. "Продажи сельхозтехники КТЗ в
прошлом году упали сильнее всего, и, например, концерн остался
должен "Росагролизингу" 4,5 млрд руб. за технику, которую обязался
поставить, но поставить не смог,-- поясняет господин Корчевой.--
Техники КТЗ еще на 4,5 млрд руб. скопилось на складах
"Росагролизинга", и продать ее госпосредник не может". На военное и
железнодорожное машиностроение приходится примерно половина выручки
концерна, добавляет эксперт.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" добавляет, что
вагонный бизнес сейчас выглядит особенно перспективным - в этом
году выпуск вагонов в России удвоился.
Михаил Болотин, говорят источники "Ъ", готов расстаться с
военным и железнодорожным машиностроением, оставив за собой
проблемное сельхозмашиностроение, выпуск лесной и
дорожно-строительной техники. Деньги, полученные от ВЭБа (15 млрд
руб.), частично уже потрачены на погашение процентов по кредитам
(это порядка 3 млрд руб.), поясняют источники "Ъ", и "оставшуюся от
погашения часть Михаил Болотин также намерен оставить за собой".
"Соответственно, сейчас идет торг -- КТЗ готов расстаться с частью
своих хороших активов, дающих половину его выручки, а деньги ВЭБа и
часть плохих активов оставить за собой".