"АвтоВАЗ" объяснится с ФКЦБ
Юлия Федоринова
Миноритарии "АвтоВАЗа" добились новых успехов в
борьбе за возвращение в устав компании положения о принципе выплаты
дивидендов по привилегированным акциям. Как стало известно
"Ведомостям", завод проиграл очередной судебный процесс по этому
вопросу, а ФКЦБ проверяет концерн на предмет нарушения прав
акционеров. Юристы полагают, что это осложнит "АвтоВАЗу" принятие
решения о дивидендах на годовом собрании акционеров. Уставный
капитал "АвтоВАЗа" составляет 16,06 млрд руб. и разбит на 27,19 млн
обыкновенных и 4,9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб.
По данным "Атона", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его
менеджмент, 8% принадлежит Внешторгбанку, еще около 18% -
работникам предприятия. Около 13% акций "АвтоВАЗа" обращается на
биржах и менее 1% конвертировано в GDR, 2,05% принадлежит РФФИ.
Выручка "АвтоВАЗа" по IAS в 2002 г. составила 119,4 млрд руб. ,
чистая прибыль - 1,33 млрд руб. Пункт о выплате 10% прибыли в виде
дивидендов по привилегированным акциям исчез из устава "АвтоВАЗа"
по решению годового собрания акционеров в 2002 г. В конце того же
года владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский
инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 000 акций) подали иски в суд с
требованиями признать это решение собрания акционеров
недействительным. В начале 2003 г. суд первой инстанции подтвердил
правоту миноритариев, а осенью "АвтоВАЗ" проиграл кассацию по иску
Цобенко. Как стало известно "Ведомостям", 20 января его успех
повторил и шведский фонд. По словам адвоката обоих миноритариев
Валерия Шумилина, позавчера суд отклонил апелляцию "АвтоВАЗа" на
решение первой инстанции от 7 апреля 2003 г. , удовлетворившей иск
HQ. Определение еще не составлено, но Шумилин предполагает, что
мотивация суда схожа с той, что была озвучена на других
разбирательствах по этому делу. Ранее суд признавал, что по закону
об акционерных обществах размер дивидендов или формула их расчета
должны быть четко прописаны, а в новой версии устава "АвтоВАЗа" это
не так. Кроме того, в споре с заводом акционеры могут рассчитывать
на поддержку ФКЦБ. Они еще в ноябре попросили комиссию проверить
деятельность "АвтоВАЗа" на рынке ценных бумаг и выполнение им своих
обязательств перед владельцами привилегированных акций. Вчера
пресс-секретарь ФКЦБ Евгения Пискарева заявила "Ведомостям", что
комиссия уже проводит проверку "АвтоВАЗа" и затребовала у него
необходимые документы и объяснения. Главную цель проверки Пискарева
сформулировала так: установить, не нарушает ли "АвтоВАЗ" права
своих акционеров. Подобная проверка может длиться до пяти месяцев,
добавила она, но обсуждать возможные действия ФКЦБ, если в работе
"АвтоВАЗа" будут обнаружены нарушения, отказалась. Шумилин
предположил, что в этом случае комиссия направит "АвтоВАЗу"
предписание внести изменения в устав, а для этого концерну придется
созвать внеочередное собрание акционеров. Управляющий директор
юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян напоминает, что ФКЦБ
традиционно использует два механизма влияния на эмитентов: не
регистрировать проспекты эмиссий ценных бумаг "АвтоВАЗа" либо самой
подать в суд иск к эмитенту. Как и в прошлом году, миноритарии в
качестве обеспечительной меры могут добиться судебного запрета на
голосование по вопросу о дивидендах на годовом собрании акционеров,
добавляет Еганян. На "АвтоВАЗе" к новому повороту застарелого
конфликта с акционерами отнеслись спокойно. Пресс-секретарь
председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Елена Чернова утверждает,
что завод пока не получал от ФКЦБ никаких запросов или других
официальных документов, а решение апелляционной инстанции от 20
января, скорее всего, будет оспорено. Источник, близкий к
"АвтоВАЗу", настаивает, что "компания всегда все делает по букве
закона", и уверен, что ни решения судов, ни проверка ФКЦБ не
помешают планам завода. По его словам, миноритариям не о чем
беспокоиться, поскольку по итогам 2003 г. "АвтоВАЗ" направит на
дивиденды по "префам" более 10% чистой прибыли, как это было
сделано по итогам 2002 г. Тогда завод заплатил владельцам
привилегированных акций 83,8 млн руб. , что составило почти 12% от
чистой прибыли, рассчитанной по российским стандартам
бухотчетности. Аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев сомневается в
том, что "АвтоВАЗ" порадует акционеров увеличением дивидендов. "У
них большая инвестиционная программа, а минувший год был не очень
удачным, так как завод сократил выпуск автомобилей на 0,4% , -
говорит аналитик. - Не думаю, что они будут платить более 10%
чистой прибыли по "префам". По оценке Нуштаева, чистая прибыль
"АвтоВАЗа" по РСБУ в 2003 г. составит 850 - 900 млн руб.