Плата за въезд
Крупные трассы в Московской области могут обзавестись коммерческими
"дублерами"
Петр Орехин
Начальник управления автомобильных дорог Московской области
("Мосавтодор") Игорь
Косенков на днях официально заявил, что первая платная автодорога в
Подмосковье
будет построена в направлении Ногинска и станет дублировать
федеральную
автомагистраль М7-Волга. Вслед за ней появятся еще 11 таких же
дорог. По словам
главы "Мосавтодора", длина платной трассы составит 47,8 км, а ее
строительство
потребует привлечения инвестиций в размере 202 млн. долл. Вроде и
инвестор уже
есть, причем из числа крупных российских компаний. Кто этот
загадочный
обладатель 202 миллионов - пока неизвестно. Впрочем, как выяснили
корреспонденты
"НГ", несмотря на бравый тон чиновников, будущее платных дорог в
России пока под
большим вопросом.
Про возможность появления в России платных автодорог говорится уже
давно (см.,
например, "НГ" от 17.06.02). Каждый раз в качестве первой
магистрали, которую
будет сопровождать платный дублер, назывались разные дороги -
Ярославское,
Рижское, Ленинградское, Минское и другие столичные шоссе. Теперь
заговорили о
трассе Москва-Ногинск. По расчетам "Мосавтодора", эта коммерческая
дорога
окупится за 15-20 лет, в течение которых принесет 6 млрд. руб.
прибыли в
качестве налогов. Цена въезда на новую трассу, по расплывчатым
прогнозам
подмосковных чиновников, составит 20-30 рублей. Между тем всего
месяц назад
первый замминистра транспорта России Игорь Слюняев заявлял, что
платные
автодороги должны окупаться за 7-8 лет, то есть в два с лишним раза
быстрее, чем
"мосавтодоровская" дорога. Однако, по оценке экспертов, срок
окупаемости трассы,
рассчитать в принципе очень сложно.
"Окупаемость таких проектов определяется в основном интенсивностью
движения, -
сообщил корреспонденту "НГ" начальник управления дорожной политики
и развития
дорожной сети "Росавтодора" Сергей Беляков. - Для окупаемости
плотность движения
по платной дороге должна быть не менее 20 тысяч машин в сутки. А
поскольку
существующая трасса Москва-Ногинск, которую должна дублировать
платная, в
ближайшее время будет расширена с 4 до 6 полос, можно предположить,
что
большинство автомобилистов все-таки останутся на ней".
С этим мнением согласен и заместитель министра транспорта РФ,
руководитель
Службы автомобильного и городского пассажирского транспорта
("Росавтотранс")
Александр Колик. "На основной части дорожной сети России
интенсивность движения
автотранспорта слишком мала для того, чтобы платная дорога могла
окупить себя",
- отмечает Александр Колик. По его словам, введение платы за
пользование
автодорогами наиболее оправданно, например, на трассах, которые
ведут к
аэропортам или на подъездах к мегаполисам.
В то же время в отличие от чиновников бизнес-аналитики уверены, что
при
правильном построении дела коммерческая дорога может быть
прибыльной.
"Потребность в платных дорогах имеется, и необходимость их
строительства
назрела, - сказал "НГ" аналитик
ИФК "Метрополь"
Денис Нуштаев. - Думаю, что
прибыльность этого проекта может составить не менее 20% от
вложенной суммы". По
словам Дениса Нуштаева, "важно, чтобы инвестор просчитал, каковы
будут сегменты
потребления - если он будет ставить на коммерческие грузоперевозки,
то для
клиентов важны будут экономия времени и сокращение издержек, а если
ставка будет
сделана на частных автомобилистов - то важен будет более высокий
сервис".
Скорее всего процесс создания в Москве и области коммерческих трасс
уже не
остановить. По стране в целом перспективы платных автодорог вообще
весьма
туманны из-за невысокой интенсивности транспортного потока и
больших затрат на
строительство. "Сегодня строительство платной дороги - это в
большей степени
эксперимент", - отмечает Сергей Беляков. Денис Нуштаев считает, что
"лет 10
проекты платных дорог будут набирать силу, их строители должны
доказать и себе,
и другим, что проекты эти реальны".
Кто окажется прав - власти, чьи представители сомневаются в
перспективах платных
магистралей, или бизнесменов, уверенных в будущем "дорожных"
проектов, можно
будет увидеть на примере трассы Москва-Ногинск. Если, конечно,
дорога будет
построена.
Независимая Газета