Юлия Галлямова, Анастасия Мишанина
Вопрос строительства высокоскоростных
железнодорожных магистралей к ЧМ-2018 до сих пор остается в
подвешенном состоянии: чиновники не хотят выделять на него
средства. Но похоже, что РЖД удалось убедить президента Владимира
Путина взять на себя ответственность за судьбу этого проекта. Он
поручил правительству представить предложения о целесообразности
развития высокоскоростного движения: работать над ними будут
Минэкономразвития, Минфин и Минтранс.
В конце августа правительство поручило
профильным ведомствам в лице Минтранса, Минфина и
Минэкономразвития (МЭР) подготовить предложения по программе
развития высокоскоростных магистралей (ВСМ) с проектом доклада
президенту, сообщил РБК daily источник, знакомый с ситуацией. По
его словам, соответствующее распоряжение правительства появилось по
прямому указанию Владимира Путина. «Ранее этот вопрос никогда
серьезно не поднимался президентом, обычно все так и умирало на
уровне правительства», — говорит собеседник РБК daily, отмечая, что
теперь правительство просто вынуждено развивать эту тему.
В Белом доме подтвердили, что трем ведомствам
поручено представить предложения по проекту ВСМ. Однако источник
РБК daily в правительстве говорит, что ему неизвестно о каком-либо
дедлайне по этому вопросу. В МЭР сообщили РБК daily, что на днях
действительно получили от правительства письмо по ВСМ, однако от
дальнейших комментариев в министерстве отказались. В Минтрансе не
смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Минфин отказался от
комментариев.
В РЖД также отказались обсуждать инициативу
президента, заявив лишь в очередной раз, что представили все
необходимые предложения по строительству высокоскоростной
магистрали Москва — Петербург в правительство и теперь ждут решения
от него. «Проект полностью проработан и готов к реализации, но без
помощи государства его реализация невозможна, и никто в мире не
осуществит таких проектов без госпомощи», — подчеркнули в
монополии.
«Соответствующее письмо от правительства и слухи
о том, что экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин
займет пост гендиректора «Скоростных магистралей» (компания создана
для реализации проекта ВСМ. — РБК daily), не случайность», —
уверяет собеседник РБК daily. По его словам, Владимир Путин всерьез
задумался о необходимости ВСМ и считает, что за этот проект должен
отвечать человек уровня Мишарина. При этом тот факт, что Минфин не
заложил в проект бюджета на 2013—2015 годы деньги на реализацию
проекта, он называет непринципиальным. «Все будет зависеть от
второго чтения, которое состоится осенью», — говорит он.
Проектом строительства ВСМ РЖД занялись еще в
конце 2010 года, сразу после того как Россия получила право на
проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Реализация проекта
планировалась по схеме государственно-частного партнерства на
основе контракта жизненного цикла. Для этого необходимо было
сформировать консорциум из зарубежных компаний-подрядчиков.
Изначально тендер по их выбору для ВСМ был запланирован на конец
2011 года, но сроки несколько раз переносились. Компании, которые
выиграют тендер, будут обязаны не только построить магистраль, но и
заниматься ее обслуживанием в течение 30 лет. О желании
поучаствовать в проекте заявили немецкая Deutsche Bahn,
южнокорейская Hyundai Construction, французская Inexia, испанская
компания ADIF и китайская China Railway Engineering Corporation
(CREC).
Предполагалось, что пилотным проектом станет
строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва —
Санкт-Петербург. Новую трассу протяженностью 658 км планировалось
построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, и она должна была
сократить время в пути до 2 ч 30 мин. На этапе строительства
государство должно было выделить 795 млрд руб. — 70% от капитальной
стоимости проекта. Остальные 30% должны были привлечь частные
инвесторы в лице консорциума зарубежных компаний. В общей сложности
стоимость проекта оценивалась в 1,12 трлн руб. Также предполагалось
строительство высокоскоростной магистрали Москва — Екатеринбург
через Казань и Нижний Новгород, правда, этот проект до
сих пор находится на стадии разработки.
Проект ВСМ, скорее всего, не будет
реализован в тех объемах инвестиций, которые были заявлены,
считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Для госбюджета это
слишком тяжелое бремя, а частный сектор вряд ли заинтересует та
доходность, которую может принести его реализация, поясняет
аналитик. По мнению г-на Рожкова, необходимость строительства ВСМ
вызывает вопросы, так как отдача от проекта в виде снижения времени
в пути несопоставимо мала по сравнению с теми средствами, которые
необходимо в него вложить. Профильным ведомствам стоит задуматься о
том, как сделать проект дешевле: например, отказаться от
строительства ветки Москва — Санкт-Петербург в пользу
высокоскоростного сообщения между регионами, которые больше
нуждаются в повышении мобильности, считает
аналитик.
http://www.rbcdaily.ru/2012/09/06/industry/562949984659332