Владельцы ТагАЗа хотят построить в республике
автозавод
Дмитрий Ъ-Беликов
ФПГ "Донинвест" может построить уже третий по
счету автосборочный завод в России -- на этот раз в Северной
Осетии. Этот проект, стоимость которого оценивается в $100 млн, в
перспективе может сделать группу одним из крупнейших
автопроизводителей России с объемом выпуска 400-450 тыс. машин.
Впрочем, эксперты пока не понимают, какими моделями "Донинвест"
будет загружать строящиеся площадки, а проект в Северной Осетии
называют социальным.
Как рассказал "Ъ" источник, близкий к
"Донинвесту", группа предложила властям Северной Осетии выделить ей
земельный участок под строительство нового автозавода. Группа
рассчитывает построить в регионе предприятие начальной мощностью 50
тыс. машин с возможностью удвоения до 100 тыс., на котором будет
работать около 7 тыс. человек. Предполагаемые инвестиции в проект
-- до $100 млн. Если проект заинтересует администрацию Северной
Осетии, то в сентябре стороны подпишут меморандум о создании
производства, и "Донинвест" получит земельный участок. В течение
полугода группа может начать строительство завода.
Какие модели будет собирать предприятие,
источник Ъ" не сообщил, сказав, что продуктовый ряд определится до
конца 2008 года. В начале этой недели группа сообщила, что
договорилась с китайской Chery о сборке ее моделей в России: как
под китайским, так и под российским брендами (правом продаж
последних будет обладать "Донинвест"). Помимо Chery новый завод в
Северной Осетии также мог бы собирать новые модели на китайской и
корейской платформе, рассказывает собеседник "Ъ". Официально на
ТагАЗе говорят лишь о намерениях создать автосборку в Северной
Осетии, но от дальнейших комментариев отказываются.
Если проект состоится, "Донинвест" построит уже
третье автосборочное предприятие в России. С конца 90-х группа
контролирует ростовский завод ТагАЗ, потенциальная мощность
которого составляет 200 тыс. машин. Кроме того, группа намерена
построить в Ростовской области еще один завод на 100-150 тыс. машин
(см. "Ъ" от 24 июля). Таким образом, совокупная потенциальная
мощность трех ее предприятий может составить 400-450 тыс. машин.
Это довольно крупный объем, говорит глава аналитического отдела
АСМ-Холдинга Виктор Пашков.
Однако пока непонятно, сможет ли "Донинвест"
вывести свои заводы на проектную мощность. Ясность не наступит до
тех пор, пока "Донинвест" не определится с продуктовым рядом своих
площадок, говорит Иван Бончев из Ernst&Young. К тому же,
добавляет господин Пашков, конкуренция со стороны иностранных
заводов, работающих в России, будет усиливаться -- реальные объемы
выпуска этих площадок наверняка будут выше заявленных. Неофициально
на рынке уже давно говорят о том, что практически все автоконцерны,
создающие в России производства, хотят расширить их мощности до
300-400 тыс. машин в год (сейчас заводы строятся, исходя из объемов
100-150 тыс.).
Чем "Донинвест" привлекла Северная Осетия
в качестве региона размещения производства, эксперты не понимают.
Михаил Пак из ИФК "Метрополь" предположил, что это "в значительной
степени социальный проект, вроде создания сборки автомобилей Lada в
Чеченской Республике". Аналитик предполагает, что "Донинвест"
надеется на поддержку и льготы в проекты со стороны осетинского
правительства в обмен на создание рабочих мест. Кроме того,
добавляют господа Пак и Бончев, юг России в целом сейчас интересует
автопроизводителей своей дешевой рабочей силой и близостью к
черноморским портам. Возможность создания автосборки на юге России
рассматривал концерн General Motors.