Министерство по антимонопольной политике заявило о готовности в сто
раз повысить порог сделок по концентрации капитала, а также
отказаться от ведения реестра компаний, занимающих не менее трети
рынка ("Независимая", "Газета")
"Независимая" газета рассказывает о
пресс-конференции статс-секретаря зам-главы МАП РФ С.Дудкина, на
которой он объявил, что МАП поддержал инициативу Минэкономразвития
относительно развития антимонопольной политики в России. В
частности, МАП готов увеличить минимальную сумму стоимости активов
компаний при сделках по их слиянию, при превышении которой
необходимо предварительное согласование таких сделок в МАП. Причем
МАП увеличит ее в 100 раз, до 20 млн. МРОТ. По мнению С.Дудкина,
увеличение пороговой суммы существенно сократит перечень сделок,
которые необходимо согласовывать с антимонопольным ведомством, а
значит, останется больше времени и сил для контроля сделок, которые
действительно могут подорвать основы конкуренции и привести к
созданию монополий. Впрочем, новшество никак не скажется на сроках
получения от МАП предварительного согласия по тем сделкам, которые
такого согласия будут требовать. Зато в ближайшем будущем
предполагается упростить уведомительный порядок совершения сделок,
пишет "НГ". Как отметил С.Дудкин, если хозяйствующий субъект подает
уведомление о совершении сделки, а МАП не реагирует на него в
двухмесячный срок - сделка будет считаться совершенной. Кроме того,
МАП отказывается от ведения реестра хозяйствующих субъектов, чья
доля на рынке превышает 35%. По словам С.Дудкина, это абсолютно
избыточная для министерства функция, которая все равно не позволяет
иметь достоверную информацию о хозяйствующих субъектах, т.к.
сведения о них меняются слишком быстро, чтобы их можно было
отследить.
Также министерством в правительство был внесен законопроект о
запрете органам власти брать на себя функции хозяйствующих
субъектов, сообщает издание. Вообще-то такой закон существует и
сейчас, но, по мнению МАП, с момента его принятия в нем появилось
слишком много исключений. В новом же проекте будет четко прописано,
какие услуги органы власти смогут оказывать за деньги и куда эти
деньги должны идти. По мнению С.Дудкина, они должны направляться в
бюджет.
Продолжая тему, "Газета" приводит мнения экспертов, которые
считают, что отказ МАП выполнять свои важнейшие обязанности может
привести к развитию монополизма, особенно на региональном уровне.
Первое из предложений - о повышении порога сделок - ни у кого из
опрошенных изданием аналитиков не вызвало возражений. Управляющий
портфелем УК "Метрополь" А.Беспалов считает, что с
повышением порога сделок по концентрации капитала МАП будут
интересовать по-настоящему крупные сделки. С ним согласен и
менеджер департамента стратегического анализа компании ФБК
И.Шульга. "Объективным критерием служит доля на рынке, а не
величина активов предприятия, - заметил он. - Если мы говорим о
долях, то это данные, объективные для любого рынка, будь то
локальный рынок кондитерских изделий или нефтянка". Именно поэтому
второе предложение МАП было с опаской воспринято экспертами, пишет
газета. Планы МАП отказаться от ведения реестра компаний,
занимающих на рынке не менее 35%, "могут привести к негативным
последствиям", полагает Шульга. Особенно серьезными они могут быть
для регионов и отраслей, где наиболее активно идет процесс
концентрации капитала. К таким, например, относятся сельское
хозяйство и пищевая промышленность. Впрочем, президент Зернового
союза А.Злочевский заявил, что новации МАП вряд ли скажутся на этом
рынке. По его словам, крупные сделки более 2 млрд. рублей в АПК
очень редки, от силы они составляют 1 - 2%, "и они не требуют
согласования МАП, потому что совершаются в обход". Таким образом,
заключает издание, МАП отказалось от тех функций, которые оно все
равно не могло выполнять, хотя вряд ли можно назвать их
избыточными. А что касается по-настоящему крупных сделок, контроль
за которыми МАП себе оставило, то вряд ли можно вспомнить хоть одну
из них, которую оно не одобрило. "Время новостей"
Полит.РУ