Их продажи в октябре сократились на
6%
Ирина Ъ-Парфентьева, Дмитрий Ъ-Беликов
Продажи автомобилей иностранных марок в России в
октябре впервые сократились по сравнению с предыдущим месяцем на
5,7%, до 169,115 тыс. машин. Отечественные автодилеры опасаются,
что теперь производители откажут им в бонусах и скидках, которые
давали раньше за почти 30-40-процентный рост местного рынка.
Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса
(АЕБ), в октябре в России было продано всего 169,115 тыс.
автомобилей иностранных марок -- это на 5,7% меньше, чем в
сентябре, и всего на 9% больше, чем в октябре 2007 года. Для
сравнения: в сентябре рынок вырос по отношению к августу на 2,2%, а
по отношению к прошлогоднему сентябрю -- на 22%. Хотя ранее прирост
к аналогичному месяцу предыдущего года превышал 40-50%: например, в
октябре 2007 года продажи увеличились в сравнении с октябрем
2006-го на 55%.
Общее количество реализованных за десять месяцев
иномарок выросло на 36% относительно продаж в январе--сентябре
2007-го: с 1307,073 тыс. автомобилей до 1780,773 тыс. Ранее свой
прогноз по объему всего российского авторынка по итогам 2008 года
снизило агентство "Автостат" -- с 3,16 млн до 2,9 млн автомобилей.
Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак предполагает, что по
итогам 2008 года с учетом динамики последних месяцев рынок может не
перешагнуть и порога 2007 года -- 2,4 млн автомобилей.
Падение объемов продаж в октябре показали многие
марки: Hyundai (-27% к октябрю 2007-го), Ford (-18%), Nissan
(-24%), Volvo (-20%), Chery (-72%), Dodge (-42%), IKCO (-83%),
Hummer (-38%), Alfa Romeo (-50%). Максимальный прирост показали
марки Fiat (289%), Saab (161%), MINI (141%), Peugeot (102%), Honda
(101%) и Toyota (56%).
Член правления группы "Автомир" Игорь Кроливец
считает, что итоги октября "оказались удручающими, хотя и
ожидаемыми". "Но ноябрь наверняка будет еще хуже, потому что первые
дни были просто никакими с точки зрения продаж",-- прогнозирует он.
По итогам года, считает эксперт, рынок новых иномарок все же
вырастет, примерно на 25%, в основном за счет столицы. "Например,
Kia и Mitsubishi в Москве показали рост, а за ее пределами --
падение",-- говорит дилер. "Удивительно, что в октябре был прирост
(к прошлогоднему октябрю.-- "Ъ"",-- удивлен результатами
гендиректор группы "Инком-авто" Владимир Франке. "В ноябре можно
ожидать падение продаж на 10% к показателю октября, хотя в декабре
спрос, возможно, вернется. Но начало 2009 года может стать самым
провальным для авторитейла за последние пять лет",-- пессимистичен
господин Франке.
"Отсутствие значительного роста рынка
может привести к серьезным последствиям для дилеров,-- считает
Михаил Пак.-- Если раньше автоконцерны предоставляли российским
сетям большие квоты и существенные оптовые скидки, то сейчас все
пересматривают свои прогнозы. Никто не будет предлагать заранее
невостребованные автомобили рынку, а тем более доплачивать дилеру".
По словам одного из столичных авторитейлеров, ранее можно было
добиться скидок по оптовым ценам до 15%. "Концерны охотно
предоставляли российским дистрибуторам большие квоты и скидки, в то
время как сейчас все переговоры на следующий год приостановлены",--
констатирует он. Сокращать дилерскую маржу, бонусы и иные
методы дилерской активности, по мнению президента ГК
"Фаворит-моторс" Владимира Попова, будут концерны, наименее
уверенно чувствующие себя на российском рынке: в частности, по его
информации, китайский производитель Great Wall планирует сократить
дилерскую маржу на 21 тыс. руб. на каждой машине и за счет этого
снизить стоимость автомобиля. "Но, например, Skoda, Kia и Ssang
Young готовят новые специальные предложения для дилерских сетей",--
сообщил господин Попов.