Петербургский автопром замер в ожидании
квартальных отчетов
Михаил Серов
Автомобильные заводы Петербурга, как и их
потенциальные поставщики комплектующих, все стратегические решения
о дальнейшей судьбе своих проектов откладывают на конец весны. Они
ждут итогов продаж автомобилей в России и мире за первый квартал
этого года. Тогда примерно станет понятно, чего ждать от рынка
дальше, говорят эксперты. Пока же тенденция не утешительная. По
итогам января, продажи иномарок в России упали почти на 45%.
Когда будут подведены итоги продаж автомобилей в
России за март этого года и за первый квартал, автопроизводители и
их поставщики начнут принимать стратегические решения о дальнейшем
развитии в России и, в частности, в Петербурге. Квартальный
показатель станет базовой цифрой для более или менее объективных
прогнозов на будущее, — сходятся во мнении аналитики. Неслучайно
именно на апрель-май иностранные автоконцерны и производители
автокомпонентов откладывают решения относительно будущего своих
проектов в Петербурге.
Так, решение о строительстве завода на
апрель откладывает компания Suzuki (ранее в компании обещали
сделать это до конца 2008 года), лишь в мае планируется официальный
запуск завода Nissan, хотя его строительство уже завершено. До
этого момента компании будет сложно определиться с объективной
производственной программой для своего предприятия на текущий год,
говорят эксперты. А от этого, в свою очередь, зависит количество
необходимого для завода Nissan персонала, отмечает аналитик ИФК
"Метрополь" Михаил Пак. На конец весны откладывает
строительство завода в Петербурге и канадская Magna — один из
крупнейших в мире производителей автокомпонентов (приступить к
строительству компания планировала еще в 2008 году).
Как минимум до июня в трехдневную смену будет
работать петербургский завод GM. Летом предприятию также придется
определяться с производственной программой, особенно с учетом
планов начать летом выпуск в Петербурге массового Chevrolet Cruze.
Лишь всеволожский завод Ford планирует начать производство Mondeo в
начале марта. Но это вовсе не спешка. Запустить выпуск этой модели
предприятие планировало еще в сентябре прошлого года.
Наиболее осторожную позицию заняла Toyota. В
начале этого года компания намеревалась подписать с МЭРТом
соглашение о строительстве второй очереди своего петербургского
завода. Однако недавно, по данным "Ъ", срок подписания документа по
согласованию сторон был перенесен на конец 2009 года.
Аналитик Ernst & Young Иван Бончев считает,
что какая бы ситуация ни сложилась на рынке к концу марта,
петербургские автозаводы все равно будут полностью загружать уже
построенные предприятия. "Даже с учетом прогнозируемого спада их
мощности слишком малы, но спешить с расширением в случае резкого
обвала они, конечно же, не будут", — говорит аналитик.
Примечательно, что завод Toyota, по словам
Максима Соколова, председателя комитета по инвестициям и
стратегическим проектам, уже вышел на проектную мощность. Завод,
говорит господин Соколов, выпускает по 85 Camry в день. Таким
образом, по итогам года предприятие может произвести 20 тыс.
автомобилей (в прошлом году 6,2 тыс. — "Ъ"), что соответствует его
начальной мощности. При этом по итогам января Toyota Camry в
рейтинге продаж иномарок в России поднялась с 21-го на 3 место,
сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
По мнению Михаила Пака, автоконцерны
ждут итогов продаж за первый квартал года и на глобальном рынке в
целом, после чего начнут решать, какие инвестиции в той или иной
ситуации станут целесообразными. Если спад будет значительным,
отмечают аналитики, то под вопросом в первую очередь окажутся
"проекты на бумаге", финансирование которых еще не
начиналось. Как пишет Auto-Dealer.ru со ссылкой на
американское исследовательское агентство R. L. Polk & Co
продажи новых легковых автомобилей в мире в 2009 году могут упасть
на 13%. По прогнозам агентства, пострадают в первую очередь
американский и японский рынки.
"Надо отметить, что, если обвал глобального
рынка будет действительно значительным, мировую автоиндустрию
захлестнет новая, еще большая волна сокращений. В этом случае
создание новых рабочих мест за счет развития производства,
например, в России может вызвать бунт японских, американских и
европейских профсоюзов", — говорит представитель одного из
иностранных автозаводов в Петербурге. По мнению собеседника "Ъ",
это также может стать факторам для вялотекущего развития в России
автосборочных проектов, даже если ситуация на российском рынке
будет более стабильна, чем в мире.
Аналитики затрудняются ответить, насколько
глубоким должен быть спад, чтобы строительство и развитие ряда
автосборочных проектов было полностью остановлено или отложено на
неопределенный срок, а какая ситуация позволит развиваться дальше.
Общие прогнозы были сделаны еще в начале года. Наиболее
пессимистичный у PricewaterhouseCoopers. Эксперты компании считают,
что российский автомобильный рынок может в 2009 году сократиться на
50%. И эти прогнозы уже, похоже сбываются. Как сообщает АЕБ, в
январе по сравнению с январем прошлого года продажи автомобилей в
России снизились на 33%, а с декабрем прошлого года — на 44,5%.