Владимир Путин пообещал финансовую поддержку
крупнейшему автозаводу России
Максим Романов, Сергей Столяров
30 марта председатель Правительства России
Владимир Путин заявил о готовности выделить АвтоВАЗу 25 млрд рублей
беспроцентной ссуды за счет федерального бюджета на восстановление
текущей платежеспособности предприятия. Средства будут
предоставлены под имущественные гарантии госкорпорации «Российские
технологии». В дальнейшем предприятие сможет привлечь порядка 90
млрд рублей для обновления модельного ряда автогиганта.
В среду в Тольятти при участии председателя
Правительства РФ Владимира Путина, федеральных министров,
руководителей предприятий автомобильной промышленности,
губернаторов Самарской и Нижегородской областей состоялось
совещание, посвященное проблемам отечественного автопрома. На нем
был принят ряд значимых решений как для АвтоВАЗа, так и для
Самарской области в целом. В частности, был обсужден ход уже
принятых мер поддержки российского автомобилестроения, а также
выработка дополнительных шагов по стабилизации деятельности
предприятий отрасли. Главным итогом работы стало принятие решения о
выделении АвтоВАЗу беспроцентной ссуды в размере 25 млрд рублей для
покрытия разрыва ликвидности автогиганта. Отметим, что в настоящее
время долги завода составляют порядка 44 млрд рублей. Средства
будут выделены из федерального бюджета под имущественные гарантии
госкорпорации «Ростехнологии», являющейся основным акционером
предприятия. Для принятия этого решения потребуется около двух
месяцев.
Для обеспечения жизнедеятельности
предприятия в этот период АвтоВАЗу будет выделен «бридж» -
краткосрочный кредит в размере 8 млрд рублей. После погашения
основной кредиторской задолженности автогигант сможет дополнительно
привлечь порядка 90 млрд рублей за счет кредитов ВТБ, Сбербанка и
Газпромбанка. Эти средства будут направлены на инвестиционную
программу АвтоВАЗа, предусматривающую обновление модельного ряда
завода.
Кроме того, было принято решение о
реструктуризации задолженности по обязательным налоговым платежам
на 1,5 млрд рублей. Озвученные в понедельник меры уже привели к
положительным последствиям для ВАЗа. Так, в этот день на фоне
общего снижения индексов фондового рынка акции завода выросли сразу
на 30%.
Впрочем, АвтоВАЗ не только рассчитывает на
помощь со стороны федерального правительства, но и сам принимает
меры по выходу из сложившейся кризисной ситуации. По словам
президента завода Бориса Алешина, на ВАЗе разработана антикризисная
программа, позволяющая оптимизировать существующие расходы на 19
млрд рублей.
Владимир ПУТИН, председатель Правительства
России:
- В результате анализа ситуации, который был
проведен на предварительном этапе, и прошедшего обсуждения считаю
возможным для погашения ранее взятых кредитов внести 25 млрд рублей
на восстановление текущей платежеспособности предприятия через
корпорацию «Ростехнологии». Деньги будут направлены в качестве
имущественного вклада, а затем переданы АвтоВАЗу в качестве
беспроцентной ссуды. Что делать дальше – это акционеры должны будут
определить сами. Исхожу из того, что при необходимости мы можем
продолжить эту ссуду, если, проанализировав ситуацию через год,
придем к выводу, что такая поддержка АвтоВАЗа вновь необходима.
Кроме этого, считаю возможным реструктурировать задолженность
АвтоВАЗа перед федеральным бюджетом. То есть свои старые налоговые
долги предприятие сможет заплатить не с 2009 по 2015 годы, а в
период с 2011 по 2017 годы. И, как мы сегодня отметили, это будет
означать дополнительную экономию для предприятия в размере полутора
миллиардов рублей. Что касается имущественного вклада в корпорацию
«Ростехнологии» и последующие ссуды, то это необходимо сделать как
можно скорее – до конца апреля или до 10 мая, как самый поздний
срок.
Виктор ХРИСТЕНКО, министр промышленности и
энергетики России:
- В сложившейся ситуации в автопроме у нас есть
три группы мер. Во-первых, это макроэкономические меры,
которые создают основу для жизнедеятельности отрасли.
Во-вторых, это сугубо отраслевые меры, которые
специфичны именно для автомобильной промышленности и принимаются
исходя из обстоятельств и условий, в которых оказался автомобильный
рынок. И в-третьих, это проектные решения для отдельных
системообразующих предприятия отрасли. Проблемы АвтоВАЗа невозможно
решить с помощью стандартных мероприятий из-за высокой долговой
нагрузки на завод. Да и с рентабельностью в 6-10% погасить
существующие долги невозможно. Сейчас ключевыми являются прямые
действия акционеров, в частности, корпорации «Российские
технологии». И мера по выделению 25 млрд рублей вполне осмысленная.
АвтоВАЗу в настоящий момент необходим переход на новый модельный
ряд, а финансовые проблемы завода могут негативно сказаться на этом
процессе.
Сергей ЧЕМЕЗОВ, председатель совета
директоров ОАО «АвтоВАЗ», генеральный директор государственной
корпорации «Ростехнологии»:
- Для выхода из кризисной ситуации заводу
недостаточно государственной поддержки только через стимулирование
спроса на продукцию. АвтоВАЗ принял инвестиционную программу, а
также программу по техническому перевооружению завода, а для их
выполнения требуются серьезные финансовые ресурсы. Если сейчас, в
период кризиса, завод увеличит долговую нагрузку через кредиты,
которые он получит в банках для покрытия разрыва ликвидности, то
этот уровень долговой нагрузки не позволит банкам в дальнейшем
кредитовать завод по выполнению инвестиционной программы, а значит,
техническое развитие завода остановится. Все предложенные
мероприятия в кризисный период дадут возможность ВАЗу нормально
себя чувствовать. Я уверен, что государственные меры по поддержке
автопрома, выполнение антикризисных программ, тесное сотрудничество
с ведущими банками страны позволят заводу продолжать развитие и
самое главное – сохранить рабочие места в регионе и по-прежнему
оставаться лидером отечественного автопрома.
Сергей УДАЛОВ, заместитель генерального
директора аналитического агентства «Автостат»:
- Благодаря визиту премьер-министра РФ
Владимира Путина инвестиционная привлекательность АвтоВАЗа уже
начала повышаться. Котировки акций предприятия выросли почти на 30%
уже буквально на следующий день. Беспроцентная ссуда в размере 25
млрд рублей пойдет, прежде всего, на выплату долгов поставщикам. Я
думаю, что эти вливания должны привести к оживлению автомобильного
рынка. Последующие кредиты общей суммой в 90 млрд рублей будут
направлены на развитие производства и доработку выпускаемых
моделей. Часть средств предполагается направить и на обновление
модельного ряда. Но для этого АвтоВАЗ должен представить банкам
программу, в которой будет четко обозначено, во что будут вложены
средства и каким образом будет обновляться модельный ряд. Не
исключено, что предпринимаемые меры господдержки помогут ускорить и
реализацию совместных проектов АвтоВАЗа и Renault, в
частности, по сборке Lada на платформе Logan.
Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь»:
- Заявленные Владимиром Путиным меры
господдержки АвтоВАЗа были вполне ожидаемы. Борис Алешин ранее
заявлял, что на текущие потребности ВАЗу необходимо 25-26 млрд
рублей. Предоставляемый «Ростехнологиями» беспроцентный
кредит будет, в первую очередь, израсходован на погашение
задолженности предприятия перед поставщиками. Следует иметь в виду,
что для них это не менее важно. Ведь поставщики могут рассчитывать
на государственную поддержку только опосредованно, через оказание
помощи АвтоВАЗу. Теперь они получили шанс удержаться на рынке и
продолжать производственную деятельность. Сумма в 90 млрд рублей
также заявлялась Алешиным. Она необходима автогиганту для
реализации совместного проекта с Renault по выпуску Lada на
платформе Logan.
Денис ХАДЕЕВ, заместитель председателя правления
ОАО «Первый объединенный банк»:
- Шаги государства по поддержке
отечественного автопрома я оцениваю исключительно с положительной
стороны. Собственно, речь здесь идет не только о поддержке одного
автосборочного завода. АвтоВАЗ является градообразующим
предприятием, и от его успешной работы зависит бизнес множества
предприятий-смежников. Поддерживая АвтоВАЗ, государство фактически
оказывает помощь и этим компаниям. Нормализация финансовой
обстановки на самом АвтоВАЗе и на предприятиях-партнерах поможет
повысить собираемость налогов, создать дополнительные рабочие
места. В целом можно сказать, что политика государства по поддержке
отечественного автопрома осуществляется в духе общемировых
тенденций. Например, серьезные средства на эти цели направляют США
и другие западные государства. Это вполне адекватные шаги в
непростых условиях экономического кризиса. Я надеюсь, что по мере
улучшения обстановки государство начнет уходить от политики
протекционизма и прямых финансовых вливаний, и АвтоВАЗ будет
развивать производство и зарабатывать деньги самостоятельно. В
принципе,это и является конечной целью мер по государственной
поддержке предприятия. Ведь последующие кредиты на 90 млрд рублей
предполагается направить именно на развитие производства и
обновление модельного ряда. Я думаю, что комплекс этих мероприятий
по государственной поддержке АвтоВАЗа окажется достаточно
эффективным.
Финансовая помощь ОАО «АвтоВАЗ» со стороны
государства в 2009 году
- Помощь при передаче социальных объектов
«АвтоВАЗа» на областной и муниципальный баланс - 620 млн рублей
- Реструктуризации долгов и возврат налогов -
1,5 млрд рублей
- Погашение кредиторской задолженности – 25 млрд
рублей