Претенденты представили окончательные
предложения
Вячеслав Леонов, Татьяна Глазкова
Вчера, в последний день подачи заявок на
приобретение у General Motors (GM) концерна Opel, российский
Сбербанк и канадско-австрийская Magna изменили свое первоначальное
предложение. Теперь они намерены поделить 55% акций Opel поровну, в
то время как ранее Сбербанк претендовал на долю в 35%. По мнению
экспертов, таким образом они хотят сделать свое предложение более
привлекательным для GM, которая в этом случае останется
единственным мажоритарным акционером.
Сегодня руководство GM должно приступить к
рассмотрению заявок на приобретение Opel. Параллельно все концепции
будут представлены правительству Германии. Главными конкурентами
консорциума из Сбербанка и Magna считаются бельгийский инвестфонд
RHJ International, а также китайский автопроизводитель BAIC.
Официально в GM рассчитывают, что решение будет принято до конца
месяца, однако источники газеты Handelsblatt, близкие к
переговорам, к таким срокам относятся скептически, полагая, что
процесс принятия решения «будет увлекательным, сложным и
долгим».
Чтобы в конце концов застолбить за собой сделку,
вероятность которой еще в начале лета не вызывала сомнений, Magna и
Сбербанк вдобавок ко всем обещанным ранее инвестициям вытащили из
рукава последнюю карту. Как сообщил агентству Reuters близкий к
переговорам источник, в последний момент они решили по-другому
распределить между собой 55% акций Opel, на которые претендуют.
Если раньше предполагалось, что 35% акций достанется Сбербанку, а
20% — Magna, то теперь стороны намерены разделить контрольный пакет
поровну — по 27,5% каждому. В свою очередь GM с 35% останется
крупнейшим держателем акций Opel.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь»
Михаила Пака, именно этим руководствовались в Сбербанке и Magna,
надеясь, что таким образом их предложение станет для GM более
привлекательным. Аналитик «ВТБ Капитал» Елена Сахнова не
исключает, что таким образом Сбербанк рассчитывает уменьшить свою
долю инвестиций в проект. «Для Сбербанка автопром — это все-таки не
приоритетное направление в отличие от Magna, и бороться за эту
сделку им приходится скорее под давлением российских властей,
нежели ради какого-то собственного интереса», — отметила РБК daily
г-жа Сахнова.
Хотя немецкие власти пока в целом отдавали
предпочтение российско-канадскому консорциуму, они при этом не раз
подчеркивали, что концепции остальных претендентов также будут
тщательно рассматриваться и шансы остаются у всех. Так, в пользу
китайской стороны, по мнению наблюдателей, может сыграть большая
цена предложения — около 660 млн евро (Сбербанк и Magna были
намерены предложить за Opel 500 млн евро, впрочем, вчера прошла
информация, что планка может быть поднята до 700 млн), а также
заверение уволить не более 7,6 тыс. рабочих Opel по всей Европе
(остальные претенденты говорили о сокращении примерно 10 тыс.).
Однако, по мнению директора по развитию
Auto-Dealer.Ru Олега Дацкива, в самой GM больше хотели бы продать
Opel бельгийскому фонду. «Решение во многом политическое, —
полагает г-н Дацкив. — При этом если в дальнейшем GM захочет
вернуть контроль над Opel (из всей их линейки это самый интересный
актив), то им будет проще решить вопрос с RHJ, аффилированным с
американскими инвесторами, чем с российской стороной, для которой
эта сделка будет очень неплохой инвестицией».