Крупнейший продуктовый ритейлер вернул чистую
прибыль
Маргарита Парфененкова
X5 Retail Group в первом полугодии 2009 года
снизила чистую прибыль по МСФО на 70% из-за убытка, полученного в
первом квартале. Однако уже во втором квартале ритейлеру удалось
выйти из кризиса: чистая прибыль выросла на 75%. Впрочем, аналитики
называют превращения прибыли в убытки и наоборот «бумажными»,
полученными в результате изменения курса валют. В результате
активной политики снижения цен X5 теряет валовую маржу, но
выигрывает на выручке, которая в первом полугодии выросла на
46%.
Как следует из опубликованной вчера отчетности
Х5 по МСФО, чистая прибыль за первое полугодие 2009 года снизилась
на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 48 млн
долл. На показатель чистой прибыли повлияли результаты первого
квартала, когда чистый убыток составил 82,1 млн долл. Во втором
квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года
чистая прибыль выросла на 75,3%, до 130 млн долл.
Все эти изменения компания объясняет изменением
курса рубля. «Чистая прибыль во втором квартале и чистый убыток в
первом квартале вызваны исключительно переоценкой долга компании»,
— соглашается аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова. Колебания
курса валют влияли на чистую прибыль из-за переоценки кредита Х5 на
1,1 млрд долл. «Это все не денежные показатели, поэтому инвесторы
на них внимания не обращают», — добавляет аналитик.
Чистая выручка в первом полугодии выросла на 46%
в рублях и на 6% в долларах и составила 131,5 млрд руб., или 3,9
млрд долл. EBITDA за этот период снизилась на 10,45%, до 347 млн
долл., маржа EBITDA составила 8,7% против 9% в первом полугодии
прошлого года. Валовая прибыль снизилась на 12,2%, до 979 млн долл.
Во многом этими результатами ритейлер обязан своей политике
снижения цен, активно проводящейся в последние месяцы. Снижение цен
привело к росту трафика и росту выручки, говорят аналитики, но при
этом снизило валовую маржу.
«Уменьшение валовой маржи было вполне
ожидаемо, поскольку во всех дискаунтерах Х5 объявляла о снижении
цен на весь ассортимент, а в супермаркетах — на 200 наименований, —
говорит аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима. — Это увеличило
потребительский трафик, но снижение цен имеет и оборотную сторону —
это снижение гросс-маржи и EBITDA». Мария Сулима приводит в пример
опыт «Магнита», отчитавшегося накануне: «У «Магнита», не снижавшего
цены, трафик в первом полугодии был отрицательный, но при этом
компании удалось удержать гросс-маржу». Валовая прибыль «Магнита» в
первом полугодии 2009 года увеличилась на 48,5%, до 18,3 млрд руб.,
EBITDA — на 96,5%, до 7,4 млрд руб.
Х5 продемонстрировала хороший контроль над
операционными затратами, затраты на персонал оказались меньше 9% от
выручки, отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина.
Именно благодаря снижению административных издержек не очень сильно
пострадала EBITDA, добавляет Наталья Смирнова: «Издержки компании
снижались за счет сокращения зарплат и аренды. В процентном
соотношении от выручки все административные издержки в первом
квартале 2009 года составляли 17,2 против 18% годом ранее, а во
втором квартале — 17% против 18,1%».
Между тем среди всех продуктовых ритейлеров
наиболее эффективная модель бизнеса сейчас наблюдается у «Магнита»,
считает Мария Сулима. «То, что «Магнит» работает в регионах, дает
преимущество, поскольку там он является крупнейшим игроком и имеет
возможность получать выгодные условия у поставщиков. И у «Магнита»
к тому же самая высокая в секторе централизация дистрибуции — 75%.
У Х5 она ниже 50%, у «Дикси» — 30%».