Андрей Кузнецов
Сбербанк стал владельцем 35% акций Opel, выпуск
машин концерна может быть налажен на мощностях ГАЗа. Но получит ли
Россия доступ к современным технологиям?
«Бразильская мыльная опера немецкого автопрома».
Именно так охарактеризовал президент Fiat Серджио Маркионне
тянувшиеся неделю переговоры властей Германии и руководства General
Motors с претендентами на Opel (подразделение GM). И, как и всякая
мыльная опера, переговоры закончились хэппи-эндом в виде
«свадьбы» Opel, альянса из канадского производителя автозапчастей
Magna и российского Сбербанка. В результате Сбербанк получил 35%
акций, а Magna – 20%.
Греф спешит на помощь
Возникает резонный вопрос: зачем Сбербанк на
этих условиях ринулся спасать немецкого автопроизводителя,
подписавшись на пару с Magna вложить в развитие Opel 500–700 млн
евро? Тем более учитывая, что у Сбербанка нет опыта в подобных
делах и не самая лучшая финансовая ситуация: не исключены убытки за
2009 год. Вскоре покупку пояснил «Вестям» президент «Сбера» Герман
Греф: «Это очень хороший шанс для России – получить по
беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки
зрения технологий европейских производителей».
То, что в основе решения Сбербанка прийти на
помощь Opel, лежит в первую очередь политика, подтверждает и
состоявшаяся беседа Владимира Путина с Германом Грефом и главой
Минпромторга Виктором Христенко. В ходе нее премьер-министр заявил,
что «российское правительство имеет свою стратегию развития
автопрома, и та сделка, о которой мы говорим, должна быть вписана в
стратегию развития автомобильной промышленности».
Большинство аналитиков позитивно
восприняли эту новость. «Судя по всему, российские власти
окончательно разочаровались превратить ВАЗ во что-то внятное, и
решили сделать ставку на другого игрока – группу ГАЗ, – полагает
аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. – Скорее всего, именно
компания Олега Дерипаски через два-три года, когда экономика
восстановится после кризиса, и купит долю в Opel у Сбербанка,
который сегодня выступает чистым финансовым инвестором». В
пользу этой версии говорит и тот факт, что, как подтвердила «Ф.»
зампред правления ГАЗа Елена Матвеева, ее компания готова стать
индустриальным партнером альянса Magna – Сбербанк и предоставить
для сборки Opel площадку в Нижнем Новгороде, способную выпускать до
180 тыс. машин в год.
В Magna, судя по всему, думают так же: иначе
сложно интерпретировать планы компании в горизонте 5–7 лет занять
20% российского рынка, в то время как сегодня она составляет не
более 3% (15,5 тыс. проданных в январе-апреле этого года
машин). Кроме того, в Magna намекают, что рассматривают возможность
поставки существенной части производимых в России машин на экспорт
в Европу, что автоматически подразумевает соответствующее качество
автопродукта. «Реально ли продать в России 180 тыс.
машин Opel в год? Сегодня, на падающем рынке, конечно же, нет, –
полагает Михаил Пак. – Однако если экономика начнет возрождаться, а
Magna удастся наладить экспортные продажи, то задача по полной
загрузке конвейера ГАЗа станет более реальной».
В погоне за технологиями
И все бы хорошо, но вот только поможет ли
покупка доли в Opel России технически модернизировать собственный
автопром? Ведь за все время «мыльной оперы» представители GM и Opel
ни разу даже не намекнули, что ГАЗ получит не просто право собирать
Opel, а именно технологии немецкой компании. А это, как
говорится, две большие разницы. «Лично я не верю, что ГАЗу,
особенно в его нынешнем состоянии, удастся «поменять»
предоставление своих производственных мощностей для сборки Opel на
доступ к технологиям, – полагает директор московского офиса
A.T.Kearney Евгений Богданов. – Сбербанк не имеет контрольного
пакета, чтобы требовать этого, а другие акционеры, такие, как,
например, GM, в этом не заинтересованы». В самом деле, у
обновленной General Motors в России после банкротства останется
завод мощностью 70 тыс. автомобилей в год. И в появлении конкурента
в виде ГАЗа, который мог бы разрабатывать собственные модели на
технологической платформе Opel, американцы крайне не
заинтересованы.
Ни в Magna, ни в Сбербанке «Ф.» не смогли
прокомментировать, получит ли после окончательного оформления
сделки российская сторона право ознакомиться с технологиями Opel.
Таким образом, пока планы Magna по выпуску Opel в России, если
убрать все красивые торжественные фразы, ничем концептуально не
отличаются от прихода в нашу страну Toyota или Nissan. И, вкладывая
в оздоровление немецкого автоконцерна сотни миллионов евро,
Сбербанк рискует повторить историю ВТБ, который летом 2006 года
приобрел 5% акций EADS.