Новости
8  Июня  2009
ФИНАНС: Сбербанк-авто

Андрей Кузнецов

Сбербанк стал владельцем 35% акций Opel, выпуск машин концерна может быть налажен на мощностях ГАЗа. Но получит ли Россия доступ к современным технологиям?

«Бразильская мыльная опера немецкого автопрома». Именно так охарактеризовал президент Fiat Серджио Маркионне тянувшиеся неделю переговоры властей Германии и руководства General Motors с претендентами на Opel (подразделение GM). И, как и всякая мыльная опера, переговоры закончились хэппи-эндом в виде «свадьбы» Opel, альянса из канадского производителя автозапчастей Magna и российского Сбербанка. В результате Сбербанк получил 35% акций, а Magna – 20%.

Греф спешит на помощь

Возникает резонный вопрос: зачем Сбербанк на этих условиях ринулся спасать немецкого автопроизводителя, подписавшись на пару с Magna вложить в развитие Opel 500–700 млн евро? Тем более учитывая, что у Сбербанка нет опыта в подобных делах и не самая лучшая финансовая ситуация: не исключены убытки за 2009 год. Вскоре покупку пояснил «Вестям» президент «Сбера» Герман Греф: «Это очень хороший шанс для России – получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейских производителей».

То, что в основе решения Сбербанка прийти на помощь Opel, лежит в первую очередь политика, подтверждает и состоявшаяся беседа Владимира Путина с Германом Грефом и главой Минпромторга Виктором Христенко. В ходе нее премьер-министр заявил, что «российское правительство имеет свою стратегию развития автопрома, и та сделка, о которой мы говорим, должна быть вписана в стратегию развития автомобильной промышленности».

Большинство аналитиков позитивно восприняли эту новость. «Судя по всему, российские власти окончательно разочаровались превратить ВАЗ во что-то внятное, и решили сделать ставку на другого игрока – группу ГАЗ, – полагает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. – Скорее всего, именно компания Олега Дерипаски через два-три года, когда экономика восстановится после кризиса, и купит долю в Opel у Сбербанка, который сегодня выступает чистым финансовым инвестором». В пользу этой версии говорит и тот факт, что, как подтвердила «Ф.» зампред правления ГАЗа Елена Матвеева, ее компания готова стать индустриальным партнером альянса Magna – Сбербанк и предоставить для сборки Opel площадку в Нижнем Новгороде, способную выпускать до 180 тыс. машин в год.

В Magna, судя по всему, думают так же: иначе сложно интерпретировать планы компании в горизонте 5–7 лет занять 20% российского рынка, в то время как сегодня она составляет не более 3% (15,5 тыс. проданных в январе-апреле этого года машин). Кроме того, в Magna намекают, что рассматривают возможность поставки существенной части производимых в России машин на экспорт в Европу, что автоматически подразумевает соответствующее качество автопродукта. «Реально ли продать в России 180 тыс. машин Opel в год? Сегодня, на падающем рынке, конечно же, нет, – полагает Михаил Пак. – Однако если экономика начнет возрождаться, а Magna удастся наладить экспортные продажи, то задача по полной загрузке конвейера ГАЗа станет более реальной».

В погоне за технологиями

И все бы хорошо, но вот только поможет ли покупка доли в Opel России технически модернизировать собственный автопром? Ведь за все время «мыльной оперы» представители GM и Opel ни разу даже не намекнули, что ГАЗ получит не просто право собирать Opel, а именно технологии немецкой компании. А это, как говорится, две большие разницы. «Лично я не верю, что ГАЗу, особенно в его нынешнем состоянии, удастся «поменять» предоставление своих производственных мощностей для сборки Opel на доступ к технологиям, – полагает директор московского офиса A.T.Kearney Евгений Богданов. – Сбербанк не имеет контрольного пакета, чтобы требовать этого, а другие акционеры, такие, как, например, GM, в этом не заинтересованы». В самом деле, у обновленной General Motors в России после банкротства останется завод мощностью 70 тыс. автомобилей в год. И в появлении конкурента в виде ГАЗа, который мог бы разрабатывать собственные модели на технологической платформе Opel, американцы крайне не заинтересованы.

Ни в Magna, ни в Сбербанке «Ф.» не смогли прокомментировать, получит ли после окончательного оформления сделки российская сторона право ознакомиться с технологиями Opel. Таким образом, пока планы Magna по выпуску Opel в России, если убрать все красивые торжественные фразы, ничем концептуально не отличаются от прихода в нашу страну Toyota или Nissan. И, вкладывая в оздоровление немецкого автоконцерна сотни миллионов евро, Сбербанк рискует повторить историю ВТБ, который летом 2006 года приобрел 5% акций EADS.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.