Павел Арабов
Чиновники ФАС уверены, что смогут доказать
наличие ценового сговора дилеров автомобилей Nissan, хотя и
отложили вынесение решения до 5 декабря. Эксперты считают, что это
никак не отразится на продажах машин и их покупателях. Вчера
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела сразу два
«автомобильных» дела. Первое касалось российского подразделения
американской автокомпании General Motors (GM), которое по версии
ФАС с 1 сентября установило единые расценки на техническое
обслуживание, механический ремонт, малярные и кузовные работы,
стоимость запчастей и нормо-часов. И, как заявил «Гудку»
заместитель начальника управления ФАС по контролю и надзору в сфере
рекламного законодательства Тимофей Нижегородцев, оно «закрыто за
отсутствием признаков нарушений в действиях GM». Как выяснилось,
речь шла о внутреннем распоряжении руководства компании Genser,
одного из российских дилеров GM. И никакого сговора дистрибьюторов
не было. Зато дело против российского подразделения автоконцерна
Nissan ООО «Ниссан Мотор Рус» оказалось гораздо интереснее. Эту
компанию обвиняют в попытке установить единые цены на
послепродажное обслуживание автомобилей, о чем говорится в
разосланном ею своим дилерам и страховым компаниям письме. Именно
страховщики, которых лишили возможности выбирать самое недорогое
обслуживание, и нажаловались на своего контрагента в
антимонопольную службу. Вынести решение против «Ниссан Мотор Рус»
антимонополистам помешала только нехватка документов. Заседание
ведомственной комиссии перенесли на 5 декабря, и к этому сроку все
дилеры Nissan должны предоставить информацию об изменении цен на
послепродажное обслуживание. Но «мы уже видим, что письмо оказало
действие – некоторые дилеры подняли цены, а некоторые не подняли,
но только потому, что они у них и так были высокими», – говорит
Тимофей Нижегородцев. Однако чиновники настроены не кровожадно и
готовы не применять санкции против «Ниссан Мотор Рус», в случае
если компания согласится отозвать письмо и внести изменения в
дилерские соглашения. «Главное, что мы двигаемся в одном
направлении и «Ниссан» готова с нами сотрудничать», – уверяет
Тимофей Нижегородцев. Пресс-секретарь «Ниссан Мотор Рус» Татьяна
Натарова заметила лишь, что в ее компании продолжают «считать это
дело недоразумением и мы надеемся, что оно разрешится в ближайшее
время». Вопрос о переговорах с Федеральной антимонопольной службой
о возможном отзыве письма и пересмотре дилерских соглашений она
оставила без комментариев. Директор марки Nissan компании «Пеликан
Авто» Игорь Евченко заявил «Гудку», что никакого письма о введении
единых цен за обслуживание машин вообще не было, дилерские
соглашения – рамочные, так что вопрос о сервисном обслуживании там
вообще не оговаривается. «Вам любой дилер скажет, что ему непонятен
даже сам вопрос ФАС о том, что там что-то надо менять». Аналитик ИК
«Проспект» Дмитрий Кипа считает, что даже неблагоприятное решение
ФАС окажет минимальное влияние на продажу автомобилей Nissan в
России. «Думаю, что «Ниссану» будет несложно придать вид
независимости политике своих дилеров, – уверен и аналитик ИФК
«Метрополь» Александр Жуков. – На практике просто будут
существовать негласные соглашения, и автокомпаниям придется раз и
навсегда отказаться от практики публичных заявлений о сбытовой
политике». Вместе с тем Александр Жуков обращает внимание на то,
что Федеральная антимонопольная служба таким образом хочет создать
прецедент и показать автомобильному рынку новые правила
игры.