Олеся Астахова
Российские нефтепереработчики могут похвастать
экспансией в Европу за последние годы, и хотя они играют ещё далеко
не первую скрипку в этом стратегически важном секторе, их
присутствие усилит позиции российской нефти Urals - если только
новые владельцы преодолеют убыточность заводов.
Сорвав модернизацию собственных НПЗ в России,
что вынудило власти отложить на несколько лет ввод современных
стандартов топлива, российские нефтяники решили пойти по более
лёгкому пути, скупая активы в Европе.
В позапрошлом году крупнейшая российская
нефтекомпания - государственная Роснефть, новичок в европейском
нефтеперерабатывающем секторе, присоединилась к обладателям НПЗ в
Европе, купив за $1,7 миллиарда половину в немецкой Ruhr Oel Gmbh
(ROG), на долю которой приходится пятая часть переработки нефти в
Германии.
Позднее ее примеру последовал российский
бизнесмен Геннадий Тимченко, рассчитывайщий сделать из
нефтетрейдера Gunvor вертикально-интегрированную компанию. Тимченко
приобрел у обанкротившейся Petroplus бельгийский НПЗ в Антверпене и
завод в немецком Ингольштадте, который вскоре заработает после
семимесячного простоя.
Российские нефтяники также проявляют интерес к
покупке греческого переработчика Hellenic Petroleum, немецкого
Schwedt, заводов Petroplus в британском Коритоне, швейцарском
Кресье, а также чешского НПЗ Ceska Rafinerska и польского
переработчика Lotos.
Даже Лукойл, полностью или частично владеющий
уже пятью заводами за рубежом, на долю которых приходится почти
треть общей переработки компании, продолжит наращивать долю в
итальянском НПЗ на Сицилии.
Впрочем, наплыв российских покупателей НПЗ в
Европе не убеждает аналитиков в перспективности таких сделок.
"Экспансия российских компаний,
возможно, и будет продолжаться, но экономическая эффективность
этого процесса остается под большим вопросом", - считает Сергей
Вахрамеев из ИФК Метрополь.
БЫЛО БЫ СЧАСТЬЕ
Аналитики думают, что инвестиции российских
компаний в европейскую переработку, страдающую от низкой, а часто и
вовсе отрицательной маржи, если и окупятся, то нескоро, однако их
приход - отчасти вынужденный шаг.
"Нефтяники (из РФ) расширяют downstream
(переработку и сбыт) из-за несбалансированности между блоками
добычи и переработки. Сегодня у большинства мировых нефтяных
компаний показатель Refining/Production равняется 2 и больше, а у
российских - меньше 1", - сказал Денис Борисов из Номос-банка.
По оценкам Международного энергетического
агентства (IEA), в 2013 году темпы увеличения нефтеперерабатывающих
мощностей в ЕС превзойдут темпы роста спроса, что приведет к
дальнейшему снижению рентабельности нефтепереработки. По данным
агентства, в 2012 году ожидается снижение спроса на нефть в ЕС на 3
процента до 14,6 миллиона баррелей в сутки, тогда как в 2013 году
спрос на нефть прогнозируется на уровне 2012 года.
"В 2011 году потребление бензина и
керосина в Европе снизилось до рекордно низких уровней 40-летней
давности, по дизтопливу - 7-летней давности. В целом ситуация на
рынке нефтепереработки в Европе очень тяжелая. И это даже без учета
ожидаемой рецессии в 2012 году", - считает Вахрамеев из
Метрополя.
Согласно модели Рейтер, средняя маржа
нефтепереработки российской нефти Urals на европейских НПЗ за
последний год составляет всего около $3 за баррель, причем в апреле
и июне текущего года она достигала почти $7 за баррель, тогда как в
декабре прошлого года была близка всего лишь к $1 за баррель.
Если сами перерабатывающие активы в Европе вряд
ли принесут российским нефтяникам дивиденды в ближайшем будущем,
то, возможно, они преследуют какую-то другую цель? Эксперты
полагают, что присутствие в нефтепереработке Европы - ещё и
"пропуск" в розничную сеть реализации топлива в густонаселённых и
экономически развитых странах.
"Кто-то это делает для диверсификации бизнеса
или завоевания рынка, так как, по сути, с крупным местным НПЗ
покупается и местный рынок. Где-то... это чисто политика, ничего
иного, или прямые ошибки менеджеров", - считает Виталий Крюков из
ИФД Капитал.
Эксперты ESAI Energy полагают, что, скупая
дешевеющие НПЗ в Европе, российские компании вредят сами себе,
вмешиваясь в "естественный отбор", происходящий в секторе.
"Оборотная сторона этих покупок в том, что они
мешают ускорить процесс совершенствования нефтепереработки в ЕС.
Чем больше закроется НПЗ, тем будет лучше экономика переработки", -
считает Эндрю Рид из ESAI Energy.
ЗАМКНУТЬ ЦЕПЬ
Ещё одним следствием российской экспансии в
европейскую переработку станет укрепление позиций экспортёров
российской нефти Urals, которую покупают многие НПЗ, особенно в
Центральной и Восточной Европе.
"Мы видим реальную возможность того, что в целях
замыкания цепи поставок сырья, российские игроки могут завязать
сотрудничество с нефтепереработчиками вдоль северной ветки
трубопровода "Дружба". Однако и более дальние - Греция и Испания -
также могут стать целями для нефтяников из РФ", - написал Дэвид Уэч
из JBC Energy.
Расширив в последние годы мощность экспортных
нефтепроводов, в том числе за счёт второй очереди Балтийской
трубопроводной системы (БТС-2) с терминалом в порту Усть-Луга,
Россия получила независимость от транзита сырья нефти через
соседние страны. А приобретение НПЗ в Европе позволит российским
компаниям контролировать всю цепочку поставок и переработки
Urals.
"Urals все больше и больше завоевывает доверие
покупателей из-за нестабильности поставок из стран Ближнего Востока
и Северного моря, что в будущем может превратить российскую нефть в
полноценный бенчмарк (эталон) на европейском рынке", - считает
Крюков.
http://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUMSE87R04T20120828?sp=true