Toyota и Nissan не спешат в Россию
Мария Рожкова
Роман Фильцов
Родион Левинский
Японские автоконцерны Toyota и Nissan никак не
могут решить, строить ли в России свои заводы. А вчера глава
российского представительства японской Mitsubishi Heavy Industries,
поставщика автокомпонентов для Toyota, Ито Дзюн и вовсе заявил, что
Toyota отказалась открывать производство в России.
Вчера глава представительства японской Sumitomo
Corp. на Дальнем Востоке Ясуси Окуяма заявил, что автопроизводители
Японии не готовы к выходу на российский рынок, поскольку у них есть
более привлекательные проекты в других странах. А руководитель
российского представительства японской Mitsubishi Heavy Industries
Ито Дзюн, как передает “Интерфакс”, сказал, что Toyota исследовала
качество российских автокомпонентов и в результате отказалась от
идеи открывать производство в России.
Toyota в прошлом году заявила, что планирует
наладить выпуск машин на Северо-Западе. Организовать производство в
России решила и Nissan. Воодушевил японцев непрекращающийся спрос
россиян на иномарки. Toyota в 2003 г. продала в России
25 075 машин, а в 2004 г. — уже 43 867.
Nissan увеличила продажи с 9470 до 28 438.
“Мы не отказались от идеи организовать
производство в России, — сказала вчера "Ведомостям" менеджер
по PR российского представительства "Ниссан Мотор РУС" Татьяна
Натарова. — Как и раньше, мы обсуждаем три варианта: собирать
наши машины на заводе [нашего партнера] Renault в Москве, строить
завод с нуля или же создавать СП с российским автозаводом”.
Представитель Toyota Motor Europe Джун Масуи заявил “Ведомостям”,
что компания продолжает изучать возможность создания производства в
России.
Но представитель Sumitomo Heavy Industries Ясуси
Окуяма утверждает, что японские автопроизводители разочаровались в
российском рынке. “Мы не нашли историю успеха российской
автомобильной компании, поэтому эта отрасль остается для нас очень
рискованной”, — сказал Окуяма. “Мы готовы вкладывать, но
только в том случае, если уверены, что инвестиции будут приносить
прибыль в течение долгого времени, — добавляет Ито Дзюн из
Mitsubishi Heavy Industries. — Пока уверенности в этом нет”.
По его словам, Toyota пришла к выводу, что ее потенциальные
российские партнеры не смогут выдержать ее высоких стандартов. “Для
производства автокомпонентов привлекается огромное число
субподрядчиков, что на данный момент затруднительно в
России, — поясняет Ито. — Кроме того, компания не
уверена, что российский партнер сможет придерживаться принципа
производства "без запасов", "с колес", когда комплектующие не
хранятся на складах, а сразу поступают в сборку”. Впрочем, директор
Японского центра в Нижнем Новгороде Хироо Танэмура считает, что
Toyota еще может начать проект в России, но для принятия такого
решения понадобится полгода или год.
Руководитель аналитического отдела
компании “Метрополь” Андрей Руденко считает, что проблемы с
комплектующими и субподрядчиками не могут повлиять на решение
японских компаний не начинать в России свои производства.
“Российский рынок очень перспективен, и именно на это они будут
ориентироваться в первую очередь”, — говорит Руденко. Он
напоминает, что Toyota открывала совместный с Peugeout завод в
Чехии — стране, где не производились современные машины, и это
не помешало успеху проекта. “Сначала локализация там была 5%, потом
все больше и больше, — говорит Руденко. — Но идти по
этому пути надо, ведь европейские производители уже начали
создавать в России свои производства и таким образом получать
конкурентные преимущества”.