Новости
10  Октября  2006
ВРЕМЯ (Самара): Очищение АвтоВАЗа

На тольяттинском автогиганте закончили реформу системы управления

Валерий Ульянов

ВАЗ времен Владимира Каданникова фактически прекратил свое существование. Завод становится базовым активом группы «АвтоВАЗ», а полномочия единоличного исполнительного органа общества будут в ближайшее время переданы созданному летом этого года в Москве ООО «Корпоративный центр АвтоВАЗ». Соответствующие решения практически единогласно были приняты на внеочередном собрании акционеров предприятия. Таким образом, завершилась реформа системы управления завода. В каком направлении в дальнейшем будет трудиться новое руководство - остается загадкой. Но аналитики считают, что есть ряд задач, над которыми нужно работать в первую очередь. Одной из главных является заключение договора с иностранным партнером. Последний год на крупнейшем российском автозаводе – ОАО «АвтоВАЗ» - стал годом кардинальных изменений. В декабре 2005 года контроль над предприятием получили менеджеры во главе с выходцами из ФГУП «Рособоронэкспорт» - Владимиром Артяковым и Игорем Есиповским. Команда Владимира Каданникова без боя отдала Волжский автозавод. Истинные причины этих изменений остаются тайной до сих пор. Основная версия – желание государства взять контроль над ВАЗом. Новое руководство сразу же взялось за наведение порядка на предприятии. Причем изменения коснулись не только производства, но и сферы управления. В частности, с завода были уволены ставленники группы «СОК», а также прежние «соратники» Владимира Каданникова. С момента прихода на Волжский автозавод новой команды менеджеров прошло значительное количество кадровых перестановок. Завершилась реформа системы управления автогигантом 5 октября 2006 года. В прошлый четверг в Тольятти прошло внеочередное собрание акционеров крупнейшего российского автопроизводителя - ОАО «АвтоВАЗ». Основным поводом для этого послужила отставка генерального директора завода Игоря Есиповского, у которого, по неофициальной версии, возник конфликт с другими топ-менеджерами предприятия. В результате владельцы 79,37% голосующих акций общества переизбрали совет директоров. Вместо Игоря Есиповского, как и предполагали аналитики, в совет вошел генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов. Какую руководящую должность он получит, пока неясно, так как председателем совета директоров вновь был избран Владимир Артяков. Более важным вопросом на повестке внеочередного собрания стала передача полномочий единоличного исполнительного органа ОАО управляющей организации – ООО «Корпоративный центр АвтоВАЗ». Одобрение этого стало лишь формальностью, ведь решение о таком шаге было принято еще летом этого года, когда появилась информация о создании двух новых структур. Одна из них – это управляющая компания группы «АвтоВАЗ», а другая будет отвечать за сбыт автомобилей Lada. Фактически, с принятием решения о передаче управления специально созданной компании ВАЗ становится лишь базовым активом группы, которая представляет собой сложный комплекс предприятий по производству автомобилей, комплектующих для их производства, промышленного оборудования, предприятий сервисно-сбытовой сети, а также компаний, предоставляющих коммунальные, финансовые, транспортные и другие услуги. Фактически акционеры поставили крест на предприятии в том  виде, в каком оно просуществовало много лет. Если верить официальным заявлениям, то передача функций единоличного исполнительного органа управляющей компании направлена на оптимизацию системы управления предприятиями корпорации и призвана повысить эффективность деятельности и инвестиционную привлекательность группы «АвтоВАЗ». При этом основной функцией ООО «Корпоративный центр АвтоВАЗ» станет стратегическое управление и координация работы всех предприятий корпорации. После завершения реформы структуры управления новое руководство ВАЗа должно определить дальнейшие пути развития группы. Правда, как это будет выглядеть, пока неизвестно. До сих пор стратегия развития предприятия не была озвучена. Как отмечают аналитики, новое руководство завода сделало много заявлений, но большинство анонсированных проектов так и остались нереализованными. Ведь первоначально говорилось о разработке сразу нескольких новых платформ, на базе которых будут выпускать 10-12 моделей автомобилей Lada. В настоящий момент известно лишь только о работе над седаном Lada 2116, но это старая разработка команды Владимира Каданникова. Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков считает, что сегодня есть несколько моментов, на которые руководство группы должно обратить внимание. В первую очередь речь идет о стратегическом партнере ВАЗа. Долгое время интерес вызывала информация о том, что договор будет заключен с концерном Renault. Позже стало известно, что переговоры зашли в тупик из-за предполагаемых условий соглашения. А на прошлой неделе появилась информация, что АвтоВАЗ ведет переговоры с канадским производителем автокомпонентов Magna. В случае сотрудничества компания может помочь Волжскому автозаводу в разработке принципиально нового автомобиля Lada. Другой проблемой ВАЗа, по мнению Александра Жукова, является нехватка двигателей для увеличения выпуска автомобилей. Поэтому следует как можно быстрее реализовать проект строительства завода по выпуску силовых агрегатов. Далее, считают аналитики, АвтоВАЗу следует увеличить производство автокомпонентов собственными силами, чтобы не зависеть от сторонних поставщиков. Ведь в настоящий момент большую часть комплектующих для автомобилей Lada производят предприятия, входящие в группу «СОК». «Лишь после решения этих трех проблем  стоит вести работу над новыми моделями», - уверен Александр Жуков. Исполнительный директор самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко полагает, что АвтоВАЗу нужно значительно увеличить вложение инвестиций в собственные разработки. «Без модернизации производства, без вывода на рынок принципиально новых автомобилей ВАЗ может оказаться в весьма тяжелом положении», - констатирует Яковенко. По мнению Александра Жукова, параллельно должно идти сокращение издержек. «Иначе стоимость вазовских автомобилей будет продолжать расти», - поясняет он. Следует отметить, что определенная работа в этом направлении новым руководством уже ведется. В частности, с начала года удалось сократить более чем в четыре раза потери предприятия от хищений комплектующих и производства контрафактных запчастей. Такого результата удалось добиться за счет проведенного менеджерами ФГУП «Рособоронэкспорт» ряда мероприятий, среди которых были ротация кадров службы безопасности завода, в том числе ее руководителей, ужесточение пропускного режима, учет и контроль расходования материалов. Кроме того, руководство АвтоВАЗа начало более активную работу с поставщиками. Вследствие этого появились разногласия по ценам поставок. Одним из последних конфликтов стали переговоры между АвтоВАЗом и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Если сторонам не удастся договориться, то Волжский автозавод может лишиться одного из своих поставщиков. Скорее всего, подобные разногласия будут возникать и с другими поставщиками. Но, как отмечает Александр Жуков, особо сократить производственные издержки за счет поставщиков ВАЗу вряд ли удастся из-за диктуемых рынком цен. По его мнению, более рационально сокращать административные издержки. Тем более что с передачей управления предприятием ООО «Корпоративный центр АвтоВАЗ» это будет сделать гораздо легче. Давно известно, что административный штат ВАЗа раздут неимоверно. Но Дмитрий Яковенко уверен, что больших сокращений не будет в силу того, что управлять многотысячным коллективом завода очень сложно даже с применением автоматизированных систем. Вероятно, сокращения в дальнейшем коснутся и производственных штатов после проведения модернизации производства. Это может привести к социальному взрыву в случае массовых увольнений. Александр Жуков считает, что если кого-то и будут увольнять, то только путем перевода на новые производства. Еще одним путем сокращения издержек, по мнению Дмитрия Яковенко, может стать реформа централизованной системы поставок и сбыта, которая будет логичным продолжением уже проведенных изменений в структуре управления. Правда, это может привести к потере областью части налогов, выплачиваемых ВАЗом.

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.