Фондовому рынку поднимут «Тонус»Крупнейший производитель соков в
России холдинг «Лебедянский» намерен предложить свои акции широкому
кругу инвесторов
Владислав Серегин
Как стало известно RBC daily, ведущий российский
производитель соков и детского питания – белгородский холдинг
«Лебедянский» – намерен стать публичной компанией. Для этого
предприятие без лишнего шума уже зарегистрировало проспект ценных
бумаг, в котором рассказала о себе почти все. В ближайших планах
«Лебедянского» прохождение процедуры листинга на российских
фондовых биржах и предложение своих акций неограниченному кругу
лиц. Участники рынка и эксперты приветствуют планы сокового
холдинга, но высказывают различные предположения, что вдруг
подвигнуло семью депутата Госдумы Николая Борцова поделиться
контролем над весьма рентабельным бизнесом: желание набить себе
цену и подороже продаться мировым грандам или же амбициозные планы
самостоятельного развития. Холдинг «Лебедянский» (Липецкая обл.) –
ведущий производитель соков и детского питания в России. За 9
месяцев 2004 г. компания произвела 428,4 тыс. т соков и 16,7 тыс. т
детского питания. За это время выручка предприятия достигла 7,8
млрд руб. (270 млн долл.), чистая прибыль – 1,4 млрд руб. (48 млн
долл.). Самыми известными торговыми марками «Лебедянского» являются
соки «Тонус», «Фруктовый сад» и «Я», а также детское питание
«Фрутоняня». По данным ACNielsen (национальная городская выборка,
август-сентябрь 2004 г.) «Лебедянский» контролирует 31,5% рынка
соков в стоимостном выражении, на долю «Мултона»,
«Вимм-Билль-Данна» и «Нидана» приходится 25,1%, 19,3% и 10,1%
соответственно. Контрольный пакет акций предприятия находится в
собственности семьи бывшего генерального директора компании, а ныне
депутата Госдумы Николая Борцова. Ему лично принадлежит 35% акций
«Лебедянского» (находятся в доверительном управлении ООО
«Лизинговая компания «Юрис»), его сыну – Юрию Борцову,
возглавившему завод после ухода Борцова-старшего в политику, – 32%.
Остальные акции распределены среди членов совета директоров
предприятия: Ольги Белявцевой (19,9%), Константина Волошина (10,1%)
и Дмитрия Фадеева (3%). До последнего времени «Лебедянский» не
отличался особой открытостью. Компания не раскрывала информации о
своих владельцах, доходах и прибыли. В июньском интервью
«Ведомостям» тогдашний исполнительный директор предприятия Магомет
Тавказаков заявил, что «в ближайшие два-три года» вывод акций
«Лебедянского» на биржу не планируется. Однако, как стало известно
RBC daily, владельцы холдинга передумали и уже фактически закончили
подготовку к IPO компании на российской фондовой бирже. В
распоряжении RBC daily оказался проспект ценных бумаг
«Лебедянского», зарегистрированный 25 января Орловским отделением
ФСФР, а также отчетность холдинга по МСФО за 2003 г. Из этих
документов можно сделать вывод, что в планах владельцев компании
превращение «Лебедянского» в публичную компанию и вывод его акций
на фондовую площадку. Из отчета по МСФО следует, что чистая
рентабельность бизнеса холдинга в 2003 г. составила 12,6% (выручка
– 272,6 млн долл., чистая прибыль – 34,4 млн долл.), что
значительно выше, чем у многолетнего лидера отрасли – компании
«Вимм-Билль-Данн». Пресс-секретарь «Лебедянского» Александр
Костиков не смог прокомментировать RBC daily планы компании
относительно рынков капитала. Основной акционер – Николай Борцов –
находился на своем избирательном участке и был недоступен для
комментариев. Связаться с его сыном – Юрием Борцовым – и
генеральным директором «Лебедянского» Александром Кобзевым RBC
daily также не удалось. Между тем в проспекте ценных бумаг холдинга
отмечается, что документ «подготовлен для целей допуска акций
компании к публичному обращению на торгах фондовых бирж и иных
организаторов торговли на рынке ценных бумаг и путем предложения
акций компании неограниченному кругу лиц». Опрошенные RBC daily
аналитики единодушны в том, что «Лебедянский» готовится к IPO или
частному размещению акций. «Регистрация проспекта могла
понадобиться компании для того, чтобы провести IPO», – заявила RBC
daily аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина. Ее поддерживает Наталья Мильчакова из
ИФК «Метрополь». «Возможно, акционеры компании собираются в будущем
привлечь финансирование за счет выпуска новых акций, не прибегая к
кредитам», – предположила она. До этого «Лебедянский»
«засветился» при поиске внешнего финансирования только с кредитом в
35 млн долл. от IFC летом 2004 г., но, как отмечается в проспекте
холдинга, до сих пор так и не получил этих денег. В IFC RBC daily
заявили, что причиной этому – подготовка юридической документации.
Наталья Загвоздина считает, что IPO акционеры «Лебедянского» решили
провести, чтобы в итоге продать весь бизнес PepsiCo или Coca-Cola,
которые в последнее время активно присматриваются к соковым активам
в России. «Размещение на рынке покажет реальную стоимость бизнеса,
– считает она. – Впоследствии они смогут продать контрольный пакет
с премией». Наталья Загвоздина оценила бизнес «Лебедянского» в 240
млн долл. Наталья Мильчакова
оценивает холдинг несколько дороже (260 млн долл.) и полагает, что
главная цель IPO – привлечение средств, которые можно было
направить на развитие холдинга. В документах «Лебедянского»
отмечается, что в их планы входит «региональная экспансия компании,
включающая создание или приобретение новых производственных
мощностей в непосредственной близости к целевым рынкам сбыта», в
том числе «масштабного освоения рынков соседних государств, в
частности, рынка Украины». «На Украине и в Казахстане приобретать
нечего, там нужно строить, – замечает г-жа Загвоздина. –
Перспективно строить предприятия за Уралом, где представлен пока
только "Нидан"». Директор по связям с общественностью компании
«Мултон» Сергей Лавриненко поддерживает намерения акционеров
«Лебедянского» сделать компанию публичной. «Для российской
экономики рост количества публичных компаний – благоприятное
явление», – заявил он RBC daily. Между тем, если «Лебедянский»
все-таки решится на IPO, потенциальным инвесторам стоит обратить
пристальное внимание на то, что издержки компании в значительной
степени контролируются основными акционерами холдинга косвенно,
через компанию «Ассоль», которая является генеральным
дистрибьютором соков компании и основным поставщиком концентратов,
соков и пюре.