Продажи автомобилей в ЕС снизились на
12%
Екатерина Ъ-Дударева, Дмитрий
Ъ-Беликов
Падение продаж автомобилей в Европе снова
ускорилось и составило 12% в апреле против 9% в марте. Наибольшее
снижение продаж показали Chrysler, Jeep, Dodge и Land Rover, растут
Fiat, Skoda, Dacia, Alfa Romeo и Hyundai. Власти большинства
европейских стран пытались поддерживать спрос на автомобили, но их
продажи увеличились только в Германии, Словакии, Чехии, Австрии и
Польше. В результате прогнозы развития ситуации ухудшаются -- по
последним данным, авторынок Европы по итогам года упадет на
четверть.
Вчера ACEA (ассоциация, объединяющая европейских
автопроизводителей) опубликовала итоги продаж автомобилей в Европе
в апреле (анализировались рынки 28 стран--членов Евросоюза, за
исключением Кипра и Мальты, а также Исландии, Норвегии и
Швейцарии). По данным АСЕА, продажи упали на 12%, до 1,25 млн штук.
В марте падение было меньшим -- 9%. За январь-апрель продажи
снизились на 15,9%, до 4,7 млн штук.
Рост показали только рынки Германии, Словакии,
Чехии, Австрии и Польши. Продажи автомобилей в Германии, Словакии,
Чехии в марте уже росли, но в Австрии и Польше падали. Рост продаж
в Австрии объясняется тем, что ее власти начали выдавать субсидии
покупателям новых автомобилей, которые утилизируют автомобили
старше 13 лет. А рост продаж в Польше может объясняться тем, что
спрос на автомобили подстегнули покупатели из соседней Германии:
как отмечают аналитики, опрошенные Reuters, они начали приобретать
автомобили в Польше, поскольку цены на них упали из-за роста курса
евро по отношению к злотому. В Германии, Словакии и Чехии также
работают программы поддержки спроса. Германия выделяет €5 млрд в
этом году на выдачу премий покупателям новых автомобилей, которые
согласятся утилизировать принадлежащую им машину старше десяти лет.
Аналогичная программа действует и в Словакии: автовладельцам,
меняющим десятилетнюю машину на новый компактный автомобиль или
автомобиль среднего класса, предоставляются субсидии из бюджета. В
Чехии покупателям новых автомобилей положены налоговые льготы.
Однако, несмотря на то что программы поддержки
продаж действуют и в других государствах Европы, их авторынок упал.
Например, в Италии власти стимулируют продажи компактных
автомобилей с низким объемом вредных выбросов, но это не спасло
итальянский авторынок от падения (продажи снизились на 7,5%).
Схожая программа работает во Франции, но ее рынок упал на
7,1%. Падение было бы еще большим, если бы стимулирования
спроса не было, полагает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. Он
отмечает, что сильнее всего спрос на автомобили упал в Исландии,
Латвии, Литве и Ирландии: их рынки обвалились на 70-80%, и данных о
том, что власти этих государств поддерживали спрос, не
было.
В России также работают программы господдержки
спроса: госбанки ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк выдают населению
субсидированные бюджетом кредиты на покупку автомобилей стоимостью
до 350 тыс. руб., но Минпромторг признал, что в апреле программа
помогла продать не более 3% от общего количества проданных
автомобилей. В результате падение продаж новых автомобилей в России
за апрель составило 53% -- это самое крупное снижение рынка с
начала кризиса.
Как и в России, в Европе быстрее всего теряют
популярность американские марки Chrysler, Jeep, Dodge и Land Rover
-- падение их продаж колеблется в пределах 40-50%. Впрочем, падение
продаж Chrysler, Jeep и Dodge в России гораздо большее (80-90%), у
Land Rover -- те же 50%. Не менее ощутимое падение на европейском
рынке показывают и премиальные бренды, например BMW и Daimler (31,2
и 26,3% соответственно). В России марки премиальных брендов падают
медленнее (продажи BMW в апреле снизились всего на 6%).
В целом в 2009 году авторынок Европы может
упасть на 25%, заявили вчера в АСЕА. Ассоциация пересмотрела
прогноз в сторону ухудшения: ранее ее глава Иван Ходак говорил, что
падение по итогам года не превысит 10-15%. Вчера господин Ходак
призвал "не ждать быстрого возрождения автопрома" и предположил,
что первые признаки стабилизации в отрасли появятся не ранее конца
2009--начала 2010 года. "Если говорить о возврате на докризисный
уровень продаж -- около 16 млн автомобилей,-- то к нему Европа
вернется не раньше 2013-2015 годов",-- подчеркнул он. Минпромторг в
марте прогнозировал, что по итогам 2009 года продажи новых легковых
автомобилей в России могут упасть сразу на 70%, до 1,9 млн
машин.