Александр Воробьев, Александра Терентьева
/ РЖД меняет валюту
Девятнадцатого сентября РЖД объявила оферту на
выкуп евробондов на $1,5 млрд и на 525 млн швейцарских франков
($562 млн), говорится в письмах банкам, уполномоченным на
переговоры с инвесторами, – JPMorgan, «Сбербанк CIB» и «ВТБ
капиталу» (есть у «Ведомостей»). Оферта будет действовать до 28
сентября. Долларовые евробонды РЖД хочет выкупать за 102,1% к
номиналу, франковые – за 101,5% к номиналу.
В зависимости от состояния рынка РЖД может
выпустить долларовые и рублевые евробонды, причем доход от
размещения долларовых пойдет частично на исполнение оферты,
сообщается в письмах. Человек, знакомый с топ-менеджерами РЖД,
говорит, что на выкуп бумаг может быть направлен и доход от
рублевых евробондов.
Представитель РЖД сказал лишь, что цель оферты –
оптимизация кредитного портфеля компании.
«Оферта хорошая, инвесторы ею воспользуются», –
говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Срок обращения
предполагаемых к выкупу бумаг скоро истекает – в 2017 и 2018 гг.,
поэтому доходность по ним сейчас невысокая, указывает эксперт.
Например, долларовые евробонды торгуются с премией 2,2% к номиналу.
«Рынок сейчас горячий, длинные бумаги качественных заемщиков
пользуются спросом, поэтому инвесторы выйдут из этих евробондов и
войдут в бумаги нового выпуска», – рассуждает Порывай.
«Сейчас хорошая конъюнктура как для
размещения рублевых облигаций – на рынке избыток рублевой
ликвидности, можно получить хорошую ставку, так и для выкупа
долларовых евробондов – курс доллара на локальных минимумах», –
соглашается аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Порывай
оценивает, что семилетние рублевые евробонды РЖД могла бы
разместить по ставке примерно 9–9,2% годовых, а долларовые
семилетние бумаги – в районе 4–4,3% годовых. Это низкие ставки, а
бумаги РЖД рассматриваются как квазисуверенные и низкорисковые,
добавляет он.
По итогам 2015 г. из-за переоценки валютных
займов доля рублевых заимствований в кредитном портфеле РЖД
составила 54%, а целевым показателем является 60% – компания делает
шаги для снижения доли валютных заимствований, говорится в
материалах РЖД. «Конечно, это некомфортно высокий уровень валютного
долга, в идеале он должен соответствовать уровню валютных доходов
для минимизации валютных рисков», – говорит Рожков. Валютные доходы
РЖД приносит только транспортно-логистический оператор Gefco, в
2014 г. они составили 18% в структуре всех доходов, в 2015 г.
выросли до 23%.
«РЖД хеджирует валютные риски, но идея замещать
валютный долг рублевым хорошая. Это позволит снижать стоимость
хеджирования», – считает Порывай. В 2015 г. хеджирование принесло
РЖД 15,5 млрд руб. убытка, в первом полугодии 2016 г. – 5 млрд
руб., говорится в отчетности монополии.
До санкций, начавшихся в 2014 г., РЖД было проще
привлекать крупные займы на иностранных рынках, чем работать с
российскими инвесторами, объясняет Рожков высокий уровень валютного
долга.
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/20/657725-rzhd-evroobligatsii-rublevie