Перелет по России стоит почти на 30% дешевле,
чем в прошлом году. Очередной виток ценовой конкуренции может
привести к банкротствам авиакомпаний, считают эксперты.
Вопреки ожиданиям рынка, в январе-марте 2014г.
авиабилеты подешевели по сравнению с прошлым годом. На
внутрироссийских направлениях средний чек упал на 26,7%, на
международных - на 2,85%, подсчитал представитель российского
метапоисковика Aviasales Янис Дзенис.
В марте 2014г. по сравнению с мартом прошлого
года билеты на российские направления подешевели на 27%, за рубеж -
на 1%, добавил генеральный директор OZON.travel Дмитрий Яковлев. На
фоне увеличения курса доллара на 20% в валютном эквиваленте билеты
подешевели на 21%, уточнил он. Такую динамику подтверждают и другие
продавцы авиабилетов - AnyWayAnyDay, Biletix, Pososhok, "Агент.ру",
"Связной".
В случае с UTair это связано с введением
гибридной бизнес-модели на некоторых направлениях, пояснил
представитель авиакомпании. Например, на рейсах в Омск и Челябинск
за счет использования новых самолетов максимальной вместимости
удалось в два раза снизить цены, напомнил он. Представитель
"Аэрофлота" подтвердил снижение тарифов на международных рейсах. В
S7 Airlines и "Трансаэро" обещают объяснить это позже.
На рынке такое снижение тарифов демпингом не
считают. У авиакомпаний сейчас нет причин демпинговать, цены обычно
снижаются только под выход сильных конкурентов - EasyJet, Ryanair,
ожидаемого "Добролета", считает Дзенис. Хотя они могут позволить
себе небольшой демпинг, поскольку имеют определенную часть
себестоимости билетов в рублях, рассуждает управляющий директор
метапоисковика KAYAK по России и СНГ Андрей Вербицкий.
Падение средней цены объясняется перетеканием
пассажиров в сторону более дешевых билетов и направлений, говорит
директор по развитию агентства по продаже билетов Pososhok.ru
Кирилл Фаминский. Снижение тарифов происходит для стимулирования
спроса в условиях необходимости достижения приемлемой загрузки
самолетов, напоминает аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. В
январе-марте 2014г. прирост пассажиропотока российских авиакомпаний
составил 11,1%, тогда как в прошлом году за три месяца количество
пассажиров выросло на 22%.
Также можно сказать, что авиакомпании готовятся
к приходу на рынок нового российского лоукостера "Добролет",
внедряя в свой бизнес элементы модели низкобюджетных перевозок,
рассуждает Юрова. С появлением "Добролета" тарифы могут снизиться
на 10%, подсчитал Фаминский. Сам "Добролет" обещает цены на билеты
на 20-40% дешевле предлагаемых традиционными авиакомпаниями.
Издержки авиакомпаний росли медленней инфляции,
и это дало им возможность немного поиграть с тарифами, не впадая в
убытки, поясняет главный редактор отраслевого аналитического
агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Также авиакомпании за счет
выросшей загрузки кресел повысили свою эффективность в пересчете на
пассажиро-километр, авиакомпании ценой стимулировали спрос, добавил
эксперт.
Из-за того что возможности перевозчиков по
снижению издержек ограничены из-за законодательных ограничений и
проблем аэропортовой инфраструктуры, существует опасность, что
очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам в
отрасли, считает Юрова.
Ранее ожидалось, что рост лизинговых платежей
российских авиакомпаний от девальвации рубля увеличит в этом году
цену авиабилетов минимум на 200 руб.
С начала года рубль потерял в цене более 10%.
Лизинговые контракты авиакомпаний в основном номинированы в валюте,
ослабление рубля может привести к росту расходов на лизинг,
пояснила аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. Издержки в
рублевом выражении вырастут на величину обесценения рубля,
подтвердил аналитик ИФК "Метрополь" Андрей
Рожков.
Увеличение тарифов произойдет не сразу, пояснил
эксперт комитета по транспорту Государственной думы России Роман
Гусаров. В первую очередь проиграют от скачка курса валюты
авиакомпании, потери которых будут особенно сильными в низкий
сезон, когда самолеты заполняются не полностью, отметил он. "Часть
компаний либо обанкротится и уйдет с рынка, либо наберет кредитов,
а потом эти отсроченные долги будут "висеть" еще долго за
компанией, оказывая влияние на стоимость билета", - пояснил
Гусаров.
Скачок курса может привести к дополнительным
расходам авиакомпаний на лизинг в размере до 15 млн руб. в год в
расчете на один самолет Airbus A320, подсчитал Пискун. В парках
крупнейших российских авиакомпаний более сотни самолетов этого
семейства. В лизинговых компаниях рассказали, что процентная
лизинговая ставка составляет в среднем 1% в месяц от стоимости
самолета. Самые распространенные типы Boeing 737 и Airbus A320
стоят $90,5 млн и $93,9 млн.
http://top.rbc.ru/economics/28/03/2014/914255.shtml