"КамАЗ" лоббирует в правительстве очередной
перенос сроков ввода топливного стандарта "Евро-4" для автопрома.
Эта инициатива уже стала поводом для конфликта "КамАЗа" с "Группой
ГАЗ" Олега Дерипаски - последняя добилась госфинансирования под
проект создания двигателей "Евро-4" в Ярославле, но теперь из-за
возможной отсрочки введения стандарта он может оказаться
нерентабельным.
Как рассказали "Ъ" несколько участников
авторынка, глава "КамАЗа" Сергей Когогин лоббирует отсрочку
введения стандарта "Евро-4" для автопрома (вводится с января 2012
года). По их словам, на этой неделе он обсудил эту тему с главой
департамента автопрома Минпромторга Алексеем Рахмановым, а впервые
поднял ее еще в декабре, на отраслевом совещании у премьера
Владимира Путина в Нижнем Новгороде. С тех пор господин Когогин
несколько раз встречался с правительственными чиновниками и убеждал
их в необходимости переноса "Евро-4" на 2014 год, однако пока
никаких решений на эту тему нет.
На "КамАЗе" подтвердили, что "Сергей Анатольевич
(Когогин.- "Ъ") выступает за продление переходного периода для
автопрома по "Евро-4" до 2014 года", объяснив эту инициативу
"низким качеством российского топлива, особенно в регионах". Дело в
том, что введение "Евро-4" в России для автопрома и нефтяников идет
несогласованно: если первые должны адаптировать свои двигатели под
этот стандарт уже начиная с 2012 года, то вторые обязаны начать
выпуск топлива "Евро-4" только с 2014 года. Таким образом,
заключают на "КамАЗе", есть риск, что двигатель "Евро-4",
заправленный менее качественным топливом более низкого стандарта,
"выйдет из строя, будет снят с заводской гарантии и все затраты на
его ремонт полностью лягут на потребителя".
Речь идет уже о третьем по счету переносе
стандарта "Евро-4", который Европа ввела еще в 2005 году.
Изначально российские техрегламенты предполагали, что "Евро-4"
заработает в России с 2008 года, затем - с 2010 года, но всякий раз
по давлением автомобильного и нефтяного лобби введение стандартов
затягивалось. Несмотря на то что аргументация КамАЗа касается
только дизельных двигателей и топлива, перенос "Евро-4" коснется
также производителей бензиновых автомобилей в России, потому что
перенос предполагает в целом изменение техрегламента "О требованиях
к выбросам колесных транспортных средств".
Вопрос с отсрочкой введения "Евро-4" стал
поводом для очередного конфликта "КамАЗа" (подконтролен
"Ростехнологиям") и "Группы ГАЗ" Олега Дерипаски - в группе уже
заявили, что выступают категорически против инициативы господина
Когогина. "Группа ГАЗ", напомним, вложила более 12 млрд руб. в
собственный двигательный проект в Ярославле, получив под него
госфинансирование. Из-за него группа конфликтовала с "КамАЗом".
Теперь есть риск, что проект ГАЗа будет нерентабельным: если
введение стандарта будет отложено, "эти двигатели покупать никто не
будет - все выберут более дешевые "Евро-3"", ведь разница в цене
двигателей иногда достигает 20%.
Нынешний конфликт завода с "Группой ГАЗ" рискует
выйти на уровень вице-премьера Игоря Сечина. Как рассказывают
источники, на встрече с господином Когогиным Алексей Рахманов в
целом согласился с доводами Сергея Когогина, но дал понять, что
"решение столь серьезных вопросов, как перенос "Евро-4", конечно,
прерогатива правительства". Сейчас "КамАЗ" готовит подробный анализ
рынка топлива в регионах, "и, если цифры будут убедительны, они
будут направлены в аппарат Игоря Ивановича (Сечина.- "Ъ")".
Скорее всего, этот будет тот случай, когда приоритет
будет отдан аргументации "КамАЗа" как крупнейшего производителя
тяжелых грузовиков в России, полагает Андрей Рожков из ИФК
"Метрополь". С другой стороны, государство
инвестировало деньги в проект в Ярославле, отмечает Михаил Пак из
ИК "Атон", поэтому сделать его нерентабельным уже не может.