Екатерина Соболь
Как стало известно "Ъ", долги
авиапредприятий "Ростехнологий", которые консолидирует "Аэрофлот",
в два с половиной раза превышают их оценочную стоимость, достигая в
целом $235 млн. В результате консолидации этой задолженности
"Аэрофлот" полностью нивелирует положительный эффект от продажи
"Норд Авиа", чей долг был примерно таким же. Однако авиакомпания
надеется реструктуризировать кредиты новых дочерних структур и
сэкономить хотя бы на их обслуживании.
Вчера прошли
годовое и внеочередное собрания акционеров "Аэрофлота", в ходе
которых был избран новый совет директоров компании (см. справку). В
частности, в совет вошел глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. До
конца года госкорпорация должна получить 3,61% акций "Аэрофлота" в
обмен на принадлежащие ей авиационные активы -- акции
"Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалиний", "Владивостокавиа",
"Саратовских авиалиний", "Сахалинских авиатрасс" и авиакомпании
"Россия". Но одновременно с новыми активами "Аэрофлоту" придется
консолидировать их долги. Источник, близкий к руководству
перевозчика, рассказал, что задолженность авиапредприятий
"Ростехнологий" составляет порядка $235 млн, из которых 90%
приходится на кредиты госструктур (например, Внешэкономбанка и
ВТБ).
По словам собеседника "Ъ", "Аэрофлот" ведет
переговоры о реструктуризации этих долгов -- увеличении сроков
выплаты по кредитам и сокращении процентных ставок. В частности, из
$164 млн долга "России" $82 млн кредита ВТБ удалось перевести в
"другой банк" на "лучших условиях". По данным источника "Ъ", в
результате "Аэрофлот" сэкономит $10 млн. "Работа по другим долгам
продолжается",-- добавил собеседник "Ъ".
Источник "Ъ" в "Ростехнологиях" подтверждает
информацию об уровне долга передаваемых "Аэрофлоту" авиакомпаний.
Однако, подчеркивает собеседник "Ъ", в начале года долг был почти
вдвое больше, но его удалось снизить. В частности, "Россия"
получила субсидию из бюджета в размере 3,9 млрд руб. "Владивосток
Авиа" сам "Аэрофлот" должен выделить €20 млн, которых "будет вполне
достаточно, для стабилизации финансового состояния перевозчика".
Долги "Кавминводыавиа", "Саратовских авиалиний" и "Сахалинских
авиатрасс" для "Аэрофлота" некритичны, считает собеседник "Ъ".
"Оренбургские авиалинии", добавляет он, работают прибыльно.
Решение о передаче авиаактивов "Ростехнологий"
"Аэрофлоту" премьер Владимир Путин принял в феврале 2010 года, но
их оценка была окончательно утверждена только 19 мая 2011 года. Она
составила около 2,5 млрд руб., что соответствует стоимости 3,61%
акций "Аэрофлота". Авиакомпания расплатится с госкорпорацией
бумагами, которые сейчас принадлежат ее дочернему "Аэрофлот
финансу". По словам Сергея Чемезова, в будущем "Ростехнологии" эти
акции продадут. Кроме того, "Аэрофлот" зарезервировал в бюджете на
2011 год еще порядка 1,2 млрд руб. на обеспечение консолидации
авиакомпаний "Ростехнологий". Но, уточнил в своем докладе
акционерам заместитель гендиректора "Аэрофлота" Шамиль Курмашов, не
факт, что потребуется вся указанная сумма.
В начале года эксперты предполагали, что
внесение новых активов пошатнет финансовое положение "Аэрофлота". В
частности, такую возможность не исключали аналитики Fitch Ratings,
которое в результате сохранило рейтинг авиакомпании на уровне BB+,
несмотря на рост ее показателей. Но аналитик ИФК
"Метрополь" Андрей Рожков считает, что опасения не оправдаются и
капитализация "Аэрофлота" от консолидации активов "Ростехнологий"
не пострадает. Уровень их долга примерно
соответствует долгу авиакомпании "Норд Авиа", которую "Аэрофлот"
продал "Норильскому никелю". Эта сделка была закрыта уже в этом
году, поэтому долг "Норд Авиа" заложен в отчетности авиакомпании за
2010 год. В 2011 году его уже не будет, но появятся долги активов
"Ростехнологий". В результате общий уровень долга "Аэрофлота" не
претерпит существенных изменений. По мнению Евгения Шаго из УК
"Ингосстрах-Инвестиции", авиакомпании удастся реструктуризировать
долги новых дочерних предприятий, поскольку к "Аэрофлоту" у банков
будет больше доверия, чем к убыточным региональным
авиакомпаниям.