Александр Панченко
НПФ «Благосостояние» стал владельцем
компании «РЖД — Развитие вокзалов», управляющей сетью такси, аптек
и рекламным агентством. В фонде считают, что покупка 75% акций
компании за 300 млн руб. в любом случае будет доходной — в течение
ближайших пяти лет ОАО РЖД вложит в вокзалы 30 млрд руб., что
повысит стоимость сервисных компаний, работающих на вокзальных
комплексах. Уже в этом году на модернизацию вокзалов должно быть
направлено 3 млрд руб.
Как стало известно “Ъ”, НПФ «Благосостояние»
(пенсионный фонд, подконтрольный ОАО РЖД) полностью выкупил
допэмиссию ОАО «РЖД — Развитие вокзалов» за 299 млн руб., став
владельцем 75% акций компании. Как пояснили “Ъ” в «Благосостоянии»,
фонд считает, что инвестиции в проект будут иметь «доходность выше
инфляции при условиях исключительных гарантий возвратности
вложенных средств». Кроме того, в фонде полагают, что 75% акций в
РЖД-РВ позволят «Благосостоянию» использовать вокзалы для
«разъяснения гражданам преимуществ действующей
распределительно-накопительной пенсионной системы». Еще 25% акций
РЖД-РВ осталось у бывшего владельца всей структуры ОАО «Баминвест»
(на 82% принадлежит ОАО РЖД, 18% — у банков и частных
компаний).
Получив контроль в РЖД-РВ, НПФ «Благосостояние»
приобрел компанию, созданную для реконструкции вокзальных
комплексов на сети РЖД и развития на них сервисных услуг. В рамках
этих проектов РЖД-РВ выступает в качестве заказчика проектной
документации, организатора строительных работ, а также совладельцем
ряда сервисных компаний, так или иначе связанных с деятельностью на
вокзалах.
В частности, РЖД-РВ предоставляет услуги такси
через подконтрольные ему «РЖД-Такси» и «РЖД-Такси-центр», продает
медикаменты через сеть аптек «Трансфарма» и распространяет печатную
продукцию с помощью «АРП “Гудок”». Несколько лет назад РЖД-РВ
учредило совместную компанию с ресторатором Аркадием Новиковым —
ООО «Питание на вокзалах». Однако, как сообщил источник “Ъ” в
дирекции железнодорожных вокзалов РЖД, организацией питания ООО
заниматься не будет: за ним закрепили лишь функции по контролю за
предприятиями общественного питания, работающими на железнодорожных
вокзалах.
Согласно отчету за 2010 год, РЖД-РВ уже в 2011
году приобрело 25% акций в ОАО «РВ-Медиа» (занимается рекламным
бизнесом). Ранее «РВ-Медиа» принадлежало только железнодорожному
рекламному агентству «Лайса» и ООО «Медиа Партнер» (владеет
журналом «РЖД-Партнер» и event-агентством «Бизнес-Диалог»). Стать
третьим совладельцем рекламной фирмы, по словам собеседника “Ъ”,
РЖД-РВ заставило желание участвовать в «формировании единой системы
осуществления информационно-рекламной деятельности на
железнодорожных вокзалах». «Кроме того, сейчас РЖД-РВ создает еще
ряд совместных компаний, которые будут работать в сегменте продаж
мобильных телефонов и техники, а также продуктов питания»,— добавил
источник “Ъ”.
Пока заметных финансовых достижений деятельность
РЖД-РВ и ее дочерних обществ не демонстрирует. Согласно отчету,
выручка РЖД-РВ в 2010 году составила 225 млн руб., чистая прибыль —
11 млн руб. Но в этом году доходы компании должны вырасти на
порядки. Как рассказал собеседник “Ъ”, на модернизацию вокзальных
комплексов через РЖД-РВ будет направлено более 3 млрд руб. Общая
сумма инвестиций, которую монополия планировала потратить на эти
цели до 2015 года, составляет 30 млрд руб. Источник “Ъ” говорит,
что эти деньги будут привлекаться РЖД-РВ через выпуск
облигаций.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь»
считает, что ОАО РЖД делает правильные шаги для того, чтобы
привести в порядок вокзальную инфраструктуры и в дальнейшем
зарабатывать на ней, сдавая в аренду коммерческие площади или
участвуя в сервисном бизнесе. Но выбор НПФ «Благосостояние» в
качестве нового владельца РЖД-РВ аналитик называет «странным»:
обычно в «Благосотояние» РЖД передают непрофильные активы, как,
например, акции «Мостотреста» или Новороссийского морского
торгового порта. Аналитик предполагает, что в данном случае для
РЖД-РВ «понадобился более понятный акционер, чем “Баминвест”, для
начала своей активной инвестиционной
деятельности».