Вслед за Renault планы производства в России
сокращает Volkswagen. В 2009 году его завод в Калуге соберет на 13%
меньше автомобилей, чем планировалось ранее. Однако аналитики
полагают, что даже эти 100 тыс. машин в условиях кризиса будет
сложно продать. Вчера глава российского офиса Volkswagen (VW)
Мартин Ян сообщил, что завод автоконцерна в Калуге в 2009 году
соберет не более 100 тыс. автомобилей. Ранее в VW говорили, что
хотели бы к 2010 году выпускать в Калуге 115 тыс. автомобилей, а
если рыночная ситуация позволит, то и 150 тыс. машин. Таким
образом, производственный план калужского завода VW на 2009 год
сокращен минимум на 13%. Причины господин Ян не пояснил. Это уже
второе за неделю заявление иностранного автоконцерна о сокращении
производства в России. В прошлую пятницу стало известно, что
французский Renault на 5,75% сократил план производства на 2008 год
завода "Автофрамос" в Москве. Из-за того, что в условиях кризиса
спрос на основную модель завода, Renault Logan, снизился, конвейер
"Автофрамоса" будет остановлен в декабре на 14 рабочих дней.
Прогнозы на 2009 год в российском офисе Renault не делают. В России
работают еще три завода иностранных автоконцернов:
"Форд-Всеволожск" в Ленобласти и Toyota и General Motors (GM) в
Санкт-Петербурге. По словам представителя российского офиса Ford
Екатерины Кулиненко, решения о сокращении производства
"Форд-Всеволожск" не принимались, но концерн "внимательно следит за
рыночной ситуацией и может объявить о подобном решении в будущем".
В Ford не давали прогноза производства "Форд-Всеволожск" на 2008 и
2009 годы -- российский офис концерна обещал лишь расширить
мощности завода до 125 тыс. машин к 2009 году (нынешняя мощность --
72 тыс. машин). В GM, который прогноза производства на 2009 год
также не давал, обещают следить за ситуацией на рынке
(потенциальная мощность завода GM -- 70 тыс. машин). В Toyota от
комментариев отказались (концерн обещал в 2008 году собрать на
своем завода 10 тыс. Toyota Camry).
Завод VW в Калуге сейчас собирает три модели
Skoda (Octavia, Octavia Tour и Fabia) и три модели Volkswagen
(Passat, Jetta и Tiguan) методом крупноузловой сборки (полный цикл
производства начнется в 2009 году). Данные о продажах названных
моделей за январь-октябрь 2008 года российский офис VW не
публиковал, а в данных Ассоциации европейского бизнеса есть
октябрьские итоги продаж только марок VW и Skoda в целом. Обе в
октябре показали рост: VW -- на 49%, Skoda -- на 63% (при общем
увеличении рынка на 36%). Владелец дилерского холдинга "Фаворит
Моторс" (продает Skoda) Владимир Попов подтверждает, что "к той же
Skoda вопросов нет вообще, в период кризиса она продается уверенно,
во многом благодаря тому, что российский офис VW заблаговременно
снизил цены, скажем, на Fabia где-то до $11 тыс., а на Octavia --
до $16 тыс.". Однако Михаил Пак из ИФК "МЕТРОПОЛЬ" возражает,
что рост продаж VW и Skoda осенью "во многом объясняется как раз
тем, что с 2008 года некоторые модели марок производятся в Калуге,
и VW начал давить рынок объемами". Удастся ли сохранить этот рост в
2009 году, пока непонятно, считает аналитик. В этом году, по его
прогнозам, в России будет продано около 2 млн новых иномарок, а в
следующем "рынок может упасть до 1,75 млн штук". На таком рынке
будет трудно произвести и продать даже заявленные господином Яном
100 тыс. машин, говорит Михаил Пак. Он напоминает, что завод
"Форд-Всеволожск", который также может сократить производство,
сейчас выпускает не более 60-70 тыс. автомобилей в год -- при том,
что Ford находится на 4-м месте в таблице АЕБ, а VW и Skoda -- на
14-м и 13-м соответственно.