Как на российский бизнес повлияет дешевая
нефть?
Падение цен на нефть влияет на всю российскую экономику. Какие
отрасли пострадают в первую очередь и кто может оказаться в
выигрыше?
Юлиана Петрова
При среднегодовой цене на нефть $80 за баррель
российскую экономику в следующем году ждет рецессия и сокращение
ВВП на 5% — таково мнение Алексея Девятова, главного экономиста
Uralsib Capital. Дешевая нефть означает большие потери для бюджета,
который на 51,4% наполняется нефтегазовыми доходами. Например,
бюджет РФ на 2015 год рассчитан, исходя из стоимости нефти $96 за
баррель. Значит, будут срезаны бюджетные расходы, прежде всего на
социальную сферу и на инфраструктурные проекты.
Сами нефтяные компании мало пострадают от
снижения котировок черного золота. Потому что нефть дешевеет, но
одновременно правительство уменьшает и экспортную пошлину на нефть,
говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Так,
с 1 октября она снизилась уже на 10% — до $317 за тонну. С другой
стороны, из-за девальвации рубля, который с начала 2014-го упал по
отношению к доллару на 20%, выручка нефтяников в пересчете на рубли
растет.
На внутреннем рынке бензин и
дизельное топливо вряд ли подешевеют. В себестоимости российского
бензина на саму нефть приходится лишь около 20%. Поэтому
рассчитывать, что российские производители и транспортники смогут
снизить свои расходы на топливо, не стоит, говорит Андрей Рожков,
старший аналитик ИФК "Метрополь". Наоборот, с 2015
года нефтепродукты на внутреннем рынке начнут дорожать, потому что
правительство снижает экспортные пошлины, но повышает НДПИ.
Стоимость бензина и дизельного топлива на заправках через несколько
лет может приблизиться к европейским ценам (1,4-1,5 евро за литр),
считает Пигарев.
25% составило падение цены на нефть марки Brent.
Если максимальные цены в июне этого года превышали $115 за баррель,
то к середине октября они скатились до $82
Фактор дешевой нефти очень опасен для
обрабатывающей промышленности, хотя та вроде бы не зависит от
нефтяного экспорта. Дело в том, что низкие цены на нефть приводят к
ослаблению рубля и к кризису в инвестиционно-банковской сфере. По
мнению Алексея Девятова, нынешний кризис — младший брат кризиса
2008-2009 годов, он будет менее глубоким. Но, как и в 2008-м, в
первую очередь плохо придется компаниям пищевой и легкой
промышленности, фармацевтическим заводам и производителям бытовой
химии, а также автопрому, считает Павел Симоненко, глава
департамента институциональных продаж в СНГ швейцарского Dukascopy
Bank. Все они закупают импортные комплектующие, сырье и материалы,
а продают готовую продукцию за рубли. Наиболее яркий пример —
автомобилестроение. По данным PwC, уровень локализации у
иностранных автосборщиков составляет от 10% у Toyota до 55% у
Renault. Однако переложить рост себестоимости на потребителя вряд
ли удастся, так как продажи машин и без того падают. По мнению
аналитика УК "Финам менеджмент" Максима Клягина, выиграть могут
АвтоВАЗ (с 74-процентной локализацией) и УАЗ (66%).
Нефтяные горки. Российская экономика
оказалась в заложниках у добывающих компаний
В плачевном положении уже оказались российские
авиакомпании: весь 2014 год они несли потери из-за девальвации
рубля, в дальнейшем их положение только усугубится. Они платят
валютой за лизинг, обслуживание и ремонт самолетов. По
оценкам Андрея Рожкова, если в 2013-м доля валютных расходов в
себестоимости была около 40%, то сейчас она приблизилась к 47-49%.
При этом цены на авиабилеты выросли в этом году только на 4-6%.
Авиакомпании уже сейчас сокращают самолетный парк и закрывают
низкорентабельные маршруты.
Беда отраслей b2c — сокращение доходов
населения. По мнению Сергея Пигарева, рост доходов бюджетников в
последние годы был одним из драйверов роста продаж. Теперь
повышение зарплат бюджетникам не светит. От скудости кошельков
граждан пострадают розничная торговля, FMCG и строительство жилья.
Спрос на жилье сокращается, традиционного 15-20-процентного
осеннего роста продаж в 2014-м не произошло, а арендные ставки на
коммерческую недвижимость падают из-за снижения деловой активности,
говорит Андрей Рожков. По мнению аналитика, темпы роста жилищного
строительства снизятся с 7-8% в год до нуля.
Очевидный бенефициар дешевой нефти и связанной с
этим девальвацией рубля — сельское хозяйство, и в первую очередь
зерноводство. В этом году российский экспорт беспрецедентно вырос:
помог ли хороший урожай и проблемы на Украине, которая ранее
входила в тройку крупнейших экспортеров пшеницы в мире. Мировые
цены на зерно выражены в долларах. Вместе с экспортерами
сельхозпродукции выигрывают и обслуживающие их отрасли, в частности
транспортный сектор. Например, в первом полугодии 2014 года
Новороссийский морской торговый порт (НМТП) показал рекордный рост
чистой прибыли-- $137,9 млн против $13,9 млн в тот же период
2013-го. В несколько раз увеличилась перевалка зерна и сахара.
Андрей Рожков объясняет результаты НМТП тем, что у
компании все тарифы номинированы в валюте. Издержки в рублях, а
доходы в валюте — такова модель успешного бизнеса на ближайшее
время.
http://www.kommersant.ru/doc/2593381