Сергей Ковальченко
Глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров накануне
проинформировал Владимира Путина о разработке проекта
по запуску в производство нового низкобюджетного
автомобиля. Об этом рассказал журналистам пресс-секретарь премьера
Дмитрий Песков. В самом «Онэксиме» не стали раскрывать
подробности будущего проекта. По данным СМИ, Прохоров готов
инвестировать в проект около 100 млн евро. Как сообщает газета
«Ведомости», олигарх хочет создать недорогую машину стоимостью
в 8,9 тыс. евро совместно с петербургской компанией
«Яровит моторс». Но и эта компания отказалась дать «Росбалту»
комментарии по поводу будущего проекта.
Стоит отметить, что Михаил Прохоров раньше
никогда не занимался производством автомобилей. Поэтому для
начала олигарх решил поучаствовать в проектах, разрабатываемых
компанией «Яровит моторс». Однако на ее площадке
в Петербурге производятся только тяжелые многоостные грузовики
повышенной проходимости — самосвалы, лесовозы, бетономешалки
и тягачи. Опыта в производстве легковых автомобилей
у «Яровита» нет. Получается, что и Прохоров,
и «Яровит» пытаются обосноваться на абсолютно новом для
себя рынке. Естественно, перспективы этого начинания вызывают
у экспертов сомнения.
Аналитики считают, что у этого
проекта нет шансов на успех и называют несколько
возможных причин его провала. «Для того, что бы запустить массовое
производство автомобилей «с нуля», необходимы инвестиции
в несколько милиардов долларов. Сейчас технологии стоят
дорого, и их не купишь за $100 млн», — пояснил
«Росбалту» аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
По его словам, у Прохорова есть намерение
построить массовый бюджетный автомобиль с качественными
материалами и опциями, но это практически
не возможно, так как качественный автомобиль не может
стоить очень дешево. «Если посмотреть на сегмент недорогих
автомобилей, то на российском рынке уже и так довольно
высокая конкуренция среди таких производителей, как «АвтоВАЗ»,
Renaut, Сhevrolet, Kia и Hyundai. Кроме того, в этом году
Volkswagen намерен запустить на заводе в Калуге
производство низкобюджетного автомобиля на базе модели Polo
(по некоторым данным, его стоимость не будет превышать 400
тыс. рублей)», — отметил эксперт. С ним согласился
и консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит —
Деловые консультации» Андрей Чернявский. «Сегодня конкуренция
на российском автомобильном рынке достаточно высока,
в том числе и в бюджетной категории. Иномарки
российского производства плюс отечественная классика. Сдвинуть этих
игроков с рынка, да еще и абсолютно новым продуктом будет
практически невозможно, а единичные продажи вряд ли окупят
вложения в производство», — считает Чернявский.
Как предполагает Андрей Рожков, проект
Прохорова может оказаться прибыльным лишь в том случае, если
у олигарха есть информация о том, что в ближайшее
время пошлины на ввоз автомобилей и комплектующих из-за
рубежа будут подняты еще выше, и ввозить их в Россию
станет просто не рентабельно. Андрей Чернявский из «2К
Аудит — Деловые консультации» в свою очередь
не исключает, что речь идет об абсолютно новом продукте
на российском рынке, которому не нужно будет
конкурировать с имеющимися игроками. «Учитывая, что бизнесмен
делал упор на новых технологиях, а также заявления именно
о городском автомобиле — судя по всему, Прохоров
намерен запустить производство автомобилей на альтернативном
топливе. Возможно производство гибридов или электромобилей», —
размышляет эксперт.
Впрочем, как напоминает Чернявский, лидеры
мирового авторынка уже давно работают в этом направлении.
Однако пока их разработки они не вызывают доверия
у потребителей — по крайней мере, этот сегмент
российского рынка пока свободен. «И если Прохорову удастся
запустить в производство недорогой, до $10-12 тыс.,
качественный электромобиль, проект вполне может быть
успешным», — подытожил эксперт.
Между тем, востребованность электромобилей,
которые заряжаются 7-8 часов для того, что бы проехать максимум 100
км, в России весьма сомнительна. В стране, где на большей
части территории полгода держится холодная погода, электромобиль
не актуален. Если же глава «Онэксима» пожелает производить
машины с гибридным двигателем (дизель + электромотор), то для
этого понадобится покупать очень дорогие технологии
за рубежом, и не факт, что мировые производители,
потратившие много лет и денег на разработку гибридов,
согласятся продать их Прохорову. Да и заявленная стоимость
нового автомобилля — 8,9 тыс. евро (378 тыс. рублей) — говорит
о том, что автор проекта слабо представляет себе, сколько
должен стоить бюджетный автомобиль в России. Учитывая, что
даже в кризисный 2009 год продажи ВАЗовской «классики»
показали результат свыше 60 тыс. реализованных автомашин (их
стоимость составляет 160-170 тыс. рублей), для большинства
населения именно такая машина является олицетворением бюджетного
авто.