Антон Иванов
Уже до конца этого года «АвтоВАЗ» может
подписать соглашение о строительстве в Тольятти второго сборочного
завода мощностью 450-480 тыс. автомобилей в год, на котором,
возможно, начнется сборка автомобилей концерна DaimlerChrysler.
Руководство «АвтоВАЗа» рассчитывает до конца 2006 года подписать
соглашение с канадской компанией Magna International о
строительстве завода. Magna International является крупнейшим
производителем автомобилей чужих марок в мире. На заводах Magna в
23 странах мира идет сборка машин известных производителей, при
этом автомобили под своей маркой компания не выпускает. На
европейских заводах Magna International собирают модели таких
марок, как BMW, Mercedes, Saab, Jeep и Chrysler. Ранее «АвтоВАЗом»
и компанией Magna International был подписан меморандум о
сотрудничестве и достигнуто соглашение о том, что Magna разработает
для «АвтоВАЗа» новую платформу автомобиля класса С (так называемый
«проект 2116»). Теперь речь идет не только о создании новых
перспективных моделей Lada, но и о сборке на одном с ними заводе
машин других марок. Как сообщил в среду журналистам глава
Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, речь идет о
заводе, на котором в равных пропорциях будут выпускаться автомобили
совместной разработки «АвтоВАЗа» и Magna, а также машины стороннего
иностранного производителя. Таким образом, появление нового завода
не означает, что производство «Жигулей», продажи которых и так
падают, увеличится еще на 480 тыс. в год, скорее речь идет о
появлении новых, более современных моделей, причем совсем не
обязательно под маркой Lada. Ключевую роль в поиске третьего
партнера для СП может сыграть именно Magna International,
пользующаяся у крупнейших мировых автопроизводителей большим
авторитетом. Возможно, на заводе наладят сборку машин одной из тех
марок, с которыми сотрудничает Magna. О какой именно марке идет
речь, пока не известно, однако источники в «АвтоВАЗе» сообщили
газете «Ведомости», что таким партнером может стать
DaimlerChrysler. На данный момент доли партнеров в новом СП еще не
определены, а общий объем инвестиций по проекту оценивается в €1,5
млрд. СП с «АвтоВАЗом» – не единственный проект Magna в России.
Компания строит два завода в промзоне Шушары под Санкт-Петербургом,
где ее дочерние предприятия Cosma и Decoma будут производить
различные автокомплектующие. Но и у «АвтоВАЗа» в планах есть другие
СП. Самые большие надежды завод возлагает на создание совместного
предприятия с Renault. Если «АвтоВАЗу» удастся подписать договор с
французами, в рамках этого проекта будут созданы новые
производственные мощности, на которых начнется выпуск Lada Kalina и
Renault Logan второго поколения. Кроме того, есть планы по созданию
в Тольятти завода по производству двигателей. Цель этих шагов –
снижение себестоимости автомобилей Lada, спрос на которые падает.
Отсутствие новых моделей и повышение цены машин производства
«АвтоВАЗ», связанное с постоянным ростом цен на комплектующие,
вынуждает руководство автогиганта искать новые пути развития. В
противном случае все эти факторы вкупе с увеличивающейся
конкуренцией на российском рынке грозят концерну серьезным
ослаблением позиций. Как считает специалист инвестиционной
компании «Метрополь» Александр Жуков, скорее всего, будет создано
одно сборочное производство, где мощности будут разделяться между
ВАЗом и Renault. Что же касается Mercedes, то пока еще, по словам
Жукова, производители комплектующих в нашей стране не могут
обеспечить достаточного для немцев уровня качества. «В будущем,
возможно не без участия той же Magna, Mercedes и будут выпускать в
России, но пока говорить об этом рано», – считает эксперт.
В тоже время независимый эксперт авторынка Валерий Тараканов
считает, что участие Renault в этом проекте не исключает появление
DaimlerChrysler в числе партнеров «АвтоВАЗа». «Для увеличения своей
доли на российском рынке DaimlerChrysler нужна недорогая, массовая
модель. Все что они продают в России сегодня – это машины
премиум-класса. Сейчас американское отделение Chrysler как раз
начинает разработку некоего массового автомобиля, – объясняет
эксперт. – Есть вариант создания этого автомобиля совместно с
китайской Chery. Будущая модель будет продаваться под маркой Dodge
в Европе и Северной Америке (речь, скорее всего, идет о проекте
Dodge Hornet – Газета.Ru). Этот проект как раз вписывается в планы
нового завода «АвтоВАЗа», тем более что та же Magna активно
работает на китайском рынке. Так что если DaimlerChrysler примет
участие в этом проекте, то с их стороны речь будет идти о выпуске
автомобиля в ценовой категории от $14 до 20 тыс.». По мнению
Тараканова, для «АвтоВАЗа» такое сотрудничество может быть весьма
привлекательно. В условиях, когда грядущее вступление России в ВТО
практически не оставляет предприятию времени для сокращения
отставания от мировых лидеров, кооперация с глобальными
автоконцернами представляется оптимальным путем развития
автогиганта. Площадка «АвтоВАЗа» и его мощности в таком случае
будут частично использоваться для выпуска новых моделей ВАЗа и
частично для выпуска иностранных машин, некоторые детали у которых
могут быть общими. »Можно предположить, что мощности будущего
завода будут распределены между партнерами таким образом: 300 тыс.
автомобилей в год будут приходиться на долю продукции «АвтоВАЗа»,
80 тыс. – на долю Renault, а 70 тыс. – на DaimlerChrysler», –
делает прогноз Тараканов. В прошлом руководство DaimlerChrysler уже
рассматривало варианты создания завода по выпуску автомобилей марки
Mercedes-Benz в России, однако несколько месяцев назад все
переговоры были приостановлены. По информации источника в
Минэкономразвития, представители немецкой стороны рассчитывали на
предоставление «особых условий», в которых правительство им
отказало. В самом DaimlerChrysler комментировать эту информацию
«Газете.Ru» отказались.