Глеб Столяров, Юлия Федоринова
Гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский не
смирился с намерением “Рособоронэкспорта” урезать его полномочия и
подал в отставку. Сегодня совет директоров предприятия решит, кто
будет управлять “АвтоВАЗом” до создания управляющей компании,
которой будут переданы функции гендиректора. “АвтоВАЗ” —
крупнейший российский автозавод, в 2005 г. произвел
721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. —
132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб.
Около 60% “АвтоВАЗа” принадлежат его “дочкам” — AVVA, ЦО
“АФК” и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет
ФГУП “Рособоронэкспорт”. Слухи об отставке гендиректора “АвтоВАЗа”
Игоря Есиповского появились еще в апреле, когда исполнительному
директору “Руспромавто” Алексею Баранцеву было сделано предложение
занять пост вице-президента “АвтоВАЗа” с последующим повышением до
гендиректора. Тогда несколько источников рассказывали “Ведомостям”,
что совет директоров “АвтоВАЗа” недоволен работой Есиповского и
хотел бы найти на его место профессионального менеджера из
автопрома. Договориться с Баранцевым тогда не удалось. Но в мае
стало известно, что функции гендиректора предполагается передать
управляющей компании. При этом Есиповский стал бы исполнительным
директором “АвтоВАЗа”, отвечающим исключительно за производство. Но
Есиповского такая перспектива, похоже, не устроила. В субботу он
подал заявление об увольнении, рассказали сразу несколько
источников на “АвтоВАЗе”. Источник, близкий к руководству завода,
уверен, что отставка Есиповского связана с созданием управляющей
компании. По его словам, Есиповский не захотел ограничивать себя
должностью исполнительного директора завода. Он уже освобождает
свой кабинет в Тольятти, рассказал сотрудник завода. А по словам
другого источника, ему предложено место в Роспроме. В агентстве эту
информацию комментировать не стали. По уставу компании отставку и
назначение нового гендиректора должен одобрить совет директоров
компании, а новый руководитель будет выбран из состава совета
директоров. Оба вопроса решатся сегодня, говорит источник в
руководстве “АвтоВАЗа”. На пост гендиректора предложены две
кандидатуры — первый заместитель гендиректора Александр Пронин
и вице-президент по техническому развитию Максим Нагайцев, говорит
источник. По его словам, более вероятной кандидатурой в руководстве
“АвтоВАЗа” считают Нагайцева. Пронин может возглавить управляющую
компанию, поскольку он пользуется доверием председателя совета
директоров завода Владимира Артякова, считает другой источник,
близкий к автоконцерну. На “АвтоВАЗе” информацию об отставке
Есиповского опровергать не стали, но от комментариев отказались.
Сегодня же совет директоров обсудит вариант распределения
полномочий управления заводом между двумя структурами —
Автомобильной инвестиционной компанией, которая должна владеть
акциями “АвтоВАЗа”, управлять его производственными активами и
“дочками”, и Автомобильной торговой компанией, которой должны быть
поручены внешние связи завода — закупки комплектующих и
продажи автомобилей. Собеседник “Ведомостей”, близкий к руководству
“АвтоВАЗа”, считает, что именно этот вариант и будет принят.
Аналитик компании “Метрополь” Александр Жуков говорит, что за
время пребывания Есиповского на посту гендиректора не было
выработано четкой стратегии развития, а предложенные правительству
проекты были неэффективны, из-за чего вопрос с получением бюджетных
денег на развитие завода пока закрыт. Но он отметил, что Есиповский
навел порядок в системе закупок и частично сбыта — завод
избавился от посредников при поставках металла, от схем переведения
вазовских финансовых потоков на сторонние структуры, например
структуры группы “Сок”.