Впервые за 7 лет бермудская
Frontline Ltd., которая является одним из крупнейших в мире
операторов нефтяных танкеров, понесла убытки, пишет РБК daily. В
отчете компании за третий квартал 2009 г. сообщается о финансовых
потерях в размере 5,6 млн долл., в то время как за аналогичный
период прошлого года прибыль составила 107,8 млн долл. Глава
управляющей компании Frontline Ltd. Мартин Йенсен отмечает снижение
спроса на перевозки нефтетанкерами.
Число нефтяных танкеров, используемых для хранения нефти и
нефтепродуктов, а не для их перевозки, выросло в ноябре до
рекордного уровня, сообщает tbu.com.ua со ссылкой на Lloyd's
List.
По данным EA Gibson Shipbrokers Ltd, количество таких танкеров
увеличилось в прошлом месяце на 20 судов - до 149, из них 37
супертанкеров и 17 танкеров "суэцмакс" для перевозки нефти и 95
танкеров для перевозки нефтепродуктов.
По данным Gibson, объем хранимой в танкерах нефти снижается, в
то время как объем нефтепродуктов растет.
В докризисные времена неустанно растущие цены на нефть привели к
существенному увеличению количества заказов на строительство новых
танкеров. В июне прошлого года их число достигло рекордного уровня
- 1674 судна. Последовавшие за этим обрушение глобальной экономики
и сокращение ОПЕК объемов добычи нефти повлекли за собой
значительное уменьшение стоимости фрахта. "Во втором квартале
текущего года она (стоимость аренды судна. - РБК daily) была самой
низкой за последние восемь лет", - говорит генеральный директор ИА
INFOline Михаил Бурмистров.Дешевый фрахт позволил трейдерам
использовать танкеры для хранения сырой нефти. По данным Frontline,
по состоянию на май 2009 года в качестве огромных цистерн
использовалось от 55 до 60 супертанкеров. Ранее об убытках из-за
рекордного падения фрахта отчитался датский танкерный оператор A.P.
Moeller-Maersk A/S. По итогам первого полугодия 2009 года компания
потеряла 700 млн долл. против 2 млрд прибыли в прошлом
году."Во времена дешевой нефти использование судов под
нефтехранилища опиралось на ожидания значительного роста цен на
сырье, которые бы с лихвой окупили затраты на танкер", - считает
аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
По его мнению, сейчас трейдеры не ждут серьезного подорожания
нефти и, возможно, уже начали распродавать запасы. "Таким образом,
те владельцы, которые использовали "плавучие хранилища", сократили
спрос на рынке морских перевозок", - резюмирует эксперт. Как писала
ранее РБК daily, такую ситуацию предрекал главный менеджер DVB Bank
SE Питер Иллингворт. Он называл хранение нефти в супертанкерах
"неразорвавшейся бомбой". "Возвращение судов после продажи груза
сильно ударит по и без того уязвимому рынку грузоперевозок", -
сетовал г-н Иллингворт.
Положение владельцев танкеров усугубляется возросшими затратами
на эксплуатацию судов. "На высоком уровне держатся цены на топливо,
кроме того, с начала года увеличилась сумма страховки в связи с
угрозой нападения пиратов", - добавляет г-н Бурмистров. В
сложившейся ситуации танкеры не окупают себя. За девять месяцев
прибыль Frontline Ltd. упала почти в семь раз по сравнению
аналогичным периодом прошлого года и составила 99,8 млн долл.