Их включили в перечень марок, которые будут
закупаться по госзаказу
Дмитрий Ъ-Беликов
Минпромторг расширил перечень автомобилей,
которые будут закупаться регионами в 2009 году в рамках
госсубсидий, за счет иномарок -- корейских внедорожников SsangYong
и шведских грузовиков Volvo. В перечень уже было включено несколько
иномарок, и его расширение подобным образом постепенно создает
конкуренцию отечественным автозаводам, в первую очередь
АвтоВАЗу.
В пятницу Минпромторг опубликовал приказ врио
главы министерства Андрея Дементьева о расширении перечня
автомобилей, которые в 2009 году будут закупаться регионами в
рамках госзаказа. В него были добавлены корейские внедорожники
SsangYong, которые собирает ОАО "Соллерс" на своем заводе в
Татарии, а также грузовики Volvo, которые выпускаются на заводе
концерна в Калуге.
Исходный вариант перечня Минпромторг утвердил 17
апреля. Тогда в него вошли российские модели Lada (АвтоВАЗ), Volga
(группа ГАЗ), UAZ ("Соллерс"), "КамАЗ" и "ЗиЛ", а из иномарок --
Fiat ("Соллерс"), Ford ("Форд-Всеволожск"), Chevrolet-Niva (СП
GM--АвтоВАЗ) и грузовики Isuzu. Также в перечень попали
отечественные и иностранные автобусы российской сборки и
коммунальные машины. В федеральном бюджете на 2009 год
предусмотрено 20 млрд руб. на субсидии регионам, которые будут
покупать автомобили и технику. Еще 10 млрд руб. регионы выделят
самостоятельно.
В "Соллерсе" и Volvo "Ъ" сказали, что
приветствуют включение своих автомобилей в перечень. То, что они не
попали в список сразу, в компаниях объяснили технической ошибкой.
Один из источников "Ъ" в федеральных министерствах пояснил, что не
все регионы успели сформировать свои заявки на автомобили к 17
апреля, когда был подготовлен первый вариант перечня. В заявках,
присланных с опозданием, были заявки на модели SsangYong и Volvo.
Какие регионы опоздали с подачей документов, источники "Ъ" не
говорят.
Когда регионы начнут закупать технику, еще не
решено. Прежде они должны заключить соглашение с Минрегионом о
получении субсидий из федерального бюджета, но, как утверждает один
из автопроизводителей, пока министерство не подписало ни одного
подобного соглашения (телефон министерства в пятницу вечером не
отвечал). Кроме того, неясен сам порядок закупки техники: она будет
приобретаться либо на тендерах в соответствии с федеральным законом
N 94 "О госзакупках", либо без тендера, когда субъект федерации
просто выбирает себе поставщика. Последний механизм еще не
утвержден премьером. Это означает, что госзакупки регионами
начнутся в лучшем случае в конце июня, говорит один из
автопроизводителей.
Вряд ли регионы за полгода выберут все 30
млрд руб., которые заложены в федеральном и региональном бюджетах
на закупку техники, считает Михаил Пак из ИФК "Метрополь".
С другой стороны, сейчас критична любая поддержка рынка, в первую
очередь рынка коммерческих автомобилей, который упал сильнее всего,
отмечает Михаил Лямин из Банка Москвы. Не исключено, что
перечень и дальше будет расширяться за счет иномарок российской
сборки, которые считаются продуктом российского автопрома,
допускает господин Пак. Однако господин Лямин не согласен с
коллегой: подобное решение создаст серьезную конкуренцию
отечественным автозаводам, в первую очередь АвтоВАЗу.