ВРЕМЯ (Самара): АвтоВАЗ замер в ожидании предложения GM о продаже СП «GM-АвтоВАЗ»
Валерий Ульянов
Подписание соглашения о строительстве завода GM
под Санкт-Петербургом может поставить точку в ситуации с продажей
СП «GM-АвтоВАЗ». В последнее время вопрос о продаже американцами
своей доли в СП возникал неоднократно. На прошлой неделе информацию
о приобретении АвтоВАЗом доли GM официально подтвердил в одном из
интервью председатель совета директоров ВАЗа Владимир Артяков. По
мнению экспертов, в случае продажи своей доли в СП GM направит
полученные средства на свой проект под Санкт-Петербургом.
Постановление правительства РФ «О внесении изменений в таможенный
тариф Российской Федерации в части автокомпонентов, ввозимых для
промышленной сборки», подписанное Михаилом Фрадковым весной
прошлого года, фактически открыло иностранным автопроизводителям
дорогу в Россию. Первой о строительстве завода на территории РФ
заявила японская корпорация Toyota. Новое производство будет
расположено под Санкт-Петербургом в поселке Шушары. На прошлой
неделе стало известно о заключении еще двух аналогичных соглашений
– с немецким концерном Volkswagen и американским General Motors.
Причем располагаться завод GM будет под Санкт-Петербургом, рядом с
площадкой Toyota. Такое решение стало для многих неожиданностью.
Пока подробности проекта не разглашаются. Известно лишь, что на
первом этапе будет инвестировано около $115 млн, впоследствии эту
сумму удвоят. Собирать на российском заводе GM станут три модели,
среди которых, скорее всего, будет внедорожник Chevrolet Captiva.
Решение GM построить собственное сборочное производство может
решить судьбу СП «GM-АвтоВАЗ», созданного в 2003 году. Предприятие
выпускает внедорожники Chevrolet Niva и седаны Chevrolet Viva.
Причем продажи последних из-за их высокой стоимости оказались очень
низкими. Проблемы «GM-АвтоВАЗ» обострились в конце прошлого года,
после прихода на ОАО «АвтоВАЗ» менеджеров ФГУП «Рособоронэкспорт».
Непосредственно после своего избрания генеральный директор
предприятия Игорь Есиповский заявил, что новый совет директоров
АвтоВАЗа не удовлетворен отрицательной рентабельностью этого
проекта и намерен пересмотреть отношения АвтоВАЗа с корпорацией
General Motors в рамках совместного проекта СП «GM-АвтоВАЗ». Позже
он пояснил, что имел в виду финансовые потери автозавода из-за
поставок машинокомплектов для Chevrolet Niva на «GM-АвтоВАЗ».
Весной этого года председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир
Артяков заявил, что предприятие готово выкупить долю General Motors
в СП, если будет соответствующее предложение. На прошлой неделе
этот вопрос опять был поднят. В интервью одной из телевизионных
компаний Владимир Артяков сообщил: «Мы оцениваем сам проект очень
позитивно. Что касается приобретения АвтоВАЗом акций «GM-АвтоВАЗ»,
если вторая сторона нам предложит такой вариант, мы с удовольствием
его рассмотрим, положительно оценим и реализуем. Пока таких
предложений с их стороны не было». В сложившейся ситуации ряд
экспертов высказали предположение, что с началом строительства
собственного производства GM откажется от участия в СП, продав свою
долю. Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков считает, что
для этого нет каких-то особых препятствий. «Компания мало участвует
в работе завода», - говорит он. С одной стороны, предприятие
приносит GM прибыль, но Александр Жуков считает, что сам по себе
«GM-АвтоВАЗ» является тупиковым вариантом развития сборочного
производства. «Как только выпускаемые СП модели окончательно
устареют, мощности «GM-АвтоВАЗ» могут быть использованы ВАЗом для
выпуска своих новых моделей», - заявил один из игроков рынка. По
мнению Александра Жукова, продажа GM своей доли в СП ВАЗу будет
очень хорошим стратегическим ходом. Сумма, полученная от сделки,
полностью перекроет первую стадию строительства собственного
завода, поскольку эксперты оценивают долю GM в «GM-АвтоВАЗ» в $130
млн. Первоначально эти вложения не будут приносить концерну
прибыль. «Но с другой стороны, у GM будет полный контроль над
производством и возможность выхода на рынок с новыми моделями», -
отмечает Александр Жуков.