Услуги на логистику «Транснефти» затратны для
ТНК-ВР
Галина Старинская
Компания ТНК-ВР считает необоснованными
предложения о повышении тарифов на транспортировку нефти по
трубопроводному и железнодорожному транспорту. Об этом заявил вчера
журналистам вице-президент компании по продажам и логистике
Джонатан Коллек. По его словам, тариф на транспортировку нефти не
должен превышать ее стоимость. Однако уже сегодня добыча на
Верхнечонском месторождении для ТНК-ВР становится нерентабельной.
Нефтяные компании окажутся в трудном положении в случае роста
стоимости прокачки сырья на 21%, как того просит «Транснефть»,
полагают аналитики. По их мнению, государству необходимо найти
золотую середину между тарифной политикой и интересами нефтяной
отрасли.
В ТНК-ВР считают текущую тарифную политику для
российских нефтепроизводителей необоснованной и неэффективной. Как
заявил вчера на пресс-конференции вице-президент компании по
продажам и логистике Джонатан Коллек, в настоящее время при падении
цены на нефть тарифы не падают, в результате стоимость
транспортировки становится выше стоимости самого продукта. По его
оценке, тариф на транспортировку занимает от 7 до 12% стоимости
нефти. При этом сейчас обсуждается предложение об увеличении тарифа
на 21% по системе трубопроводов «Транснефти» и на 12% на
железнодорожном транспорте, напомнил г-н Коллек. Как уже писала РБК
daily, на прошлой неделе «Транснефть» направила соответствующие
предложения в ФСТ. Утвердить тариф предполагается до 20 декабря.
Между тем нефтяные компании предлагают вернуть его на уровень 1
января 2007, когда цены на нефть были примерно на уровне
текущих.
Кроме того, по словам менеджера компании, из-за
высоких тарифов невыгодным стала разработка Верхнечонского
месторождения, откуда нефть прокачивается по участку нефтепровода
Восточная Сибирь — Тихий океан в реверсном режиме. «Тариф
«Транснефти» на транспортировку от Талакана до Тайшета (1100 км)
составляет 981,6 руб., а от Самотлора до Тайшета (1600 км) — 634
руб. Даже с учетом налоговых послаблений по НДПИ для месторождений
Восточной Сибири, которые сегодня есть, ТНК-ВР будет получать
негативную маржу до тех пор, пока добыча на Верхнечоне не выйдет на
уровень 90 тыс. т в месяц», — пояснил Джонатан Коллек.
В то же время, по словам представителя компании,
ТНК-ВР продлила долгосрочные договоры по поставкам нефти четырем
давно существующим клиентам, к которым добавились еще два новых. Он
также подчеркнул, что в целом по компании наблюдается тенденция
сокращения экспортных поставок сырой нефти и увеличение поставок
нефтепродуктов на экспорт. В целом по предварительным оценкам в
текущем году экспорт нефти ТНК-ВР сократится на 6%, до 30,3 млн т,
в том числе экспорт морским путем снизится на 23%, до 19,5 млн т,
сухопутным — возрастет на 59% и составит 10,8 млн т. Поставки нефти
на российские НПЗ вырастут на 5%, до 29,6 млн т нефти, в страны СНГ
— увеличатся на 8% — 4,9 млн т.
Аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин
отмечает немалое количество претензий со стороны нефтяных компаний
касательно тарифов «Транснефти». «Трубопроводная монополия
устанавливает более высокий процент от стоимости товара, чем РЖД»,
— говорит аналитик. По его мнению, очередное повышение тарифов по
трубе при текущих нефтяных ценах обернется для нефтяников тяжелым
бременем.
«Транснефть» активно ищет средства для
финансирования своих проектов, в частности на недавно одобренный
правительством трубопровод БТС-2, подчеркивает аналитик ИФД
«КапитилЪ» Виталий Крюков. Однако, по его мнению, сейчас логичнее
перенести этот проект на более поздний срок. «Государство должно
найти золотую середину между необходимостью повысить тарифы и
интересами нефтяных компаний, которые должны вкладывать в добычу»,
— говорит г-н Крюков.